Мозг слушающий и мозг читающий: есть ли разница?

Работа исследователей из Университета Калифорнии в Беркли поставила вопрос: чем отличается мозг читающего литературное произведение человека от мозга человека, который это же произведение слушает. В ходе исследования люди слушали истории из популярной серии подкастов The Moth Radio Hour, а затем читали те же самые истории. Результаты опубликованы в The Journal of Neuroscience.

Credit: Fatma Deniz / University of California, Berkeley, 2019


Исследователи пришли к выводу, что неважно, слушает ли человек произведение или читает его — различные категории слов активируют в мозге одни и те же зоны. Люди (10 здоровых добровольцев) читали тексты, а затем прослушивали их, находясь в томографах, и во время этого им проводили функциональную магнитно-резонансную томографию.

Это позволило авторам составить интерактивные карты активности коры мозга, в которых цветом обозначили зоны активации в ответ на основные семантические категории встречающихся слов. Сюда вошли следующие смысловые группы: визуальный, тактильный, числовой, об описании местоположения, интеллектуальный, эмоциональный и социальный типы информации.

Внимательно сравнив обе карты, ученые пришли к выводу, что они практически идентичны. То есть обработка и понимание информации в зависимости от той чувственной сферы, с помощью которой она была получена, не зависят. Эту информацию можно использовать и в клинической практике, чтобы учитывать возможности восстановления повреждений мозга, а также фиксировать, где именно локализован процесс, и использовать специальные группы слов в тренировке при реабилитации.

В дальнейшем авторы планируют провести другие испытания с группами пациентов, а также говорят, что в течение месяца появятся интерактивные карты распределения слов в мозге, которыми можно будет пользоваться.


Текст: Анна Хоружая

The representation of semantic information across human cerebral cortex during listening versus reading is invariant to stimulus modality. Fatma Deniz, Anwar O. Nunez-Elizalde, Alexander G. Huth and Jack L. Gallant. Journal of Neuroscience.

doi:10.1523/JNEUROSCI.0675-19.2019

 

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтактеЯндекс-Дзен, Одноклассниках и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.

7-тесловый магнитно-резонансный томограф выйдет в клиническую практику

На днях FDA одобрило первый 7-тесловый магнитно-резонансный томограф, в котором более чем удваивается статическая напряженность магнитного поля, доступная для клинического использования на сегодняшний день. Magnetom…

«Нейронауке без клиницистов не разобраться в шизофрении»

Несколько месяцев назад российская научная группа молекулярных биологов и психиатров получила грант Российского научного фонда. Новый проект будет посвящен исследованию такого сильно мифологизированного заболевания, как…

«Пассивный режим работы мозга» включается еще до рождения

Изучать активность головного мозга плода очень интересно: ведь ребёнок рождается уже с полностью функционирующим мозгом, и выяснить, как формируются те или иные нейронные сети во…

Аутизм на фМРТ

Нейробиологи, кажется, сумели найти способ диагностировать расстройства аутистического спектра (РАС) при помощи функциональной магнитнорезонансной томографии (подробнее об этом методе можно прочитать в нашей отдельной статье)….

В погоне за точностью: как диагностировать и лечить эпилепсию

В наше время медицина способна на многое, но, к сожалению, не на все. Пока не научились успешно бороться с запущенными опухолями, лечить наследственные заболевания и…

Детский мозг способен компенсировать потерю части зрительной коры

Неврологи, нейрохирурги и радиологи c американского континента обнаружили способность детского мозга приспосабливаться к потере части зрительной коры после операции по удалению эпилептического очага. Учёные проверили…

Как увеличить временное разрешение фМРТ

Для того, чтобы увидеть активность мозга живого человека, нейробиологи пользуются тремя основными методами: электроэнцефалографией, фМРТ и ПЭТ. Все активнее к ним присоединяется магнитоэнцефалография.  Каждый их…

Как улучшить мозг. Выпуск 9: просоциальное поведение на фМРТ

Для эффективной работы интерфейсов мозг-компьютер (ИМК) необходимо больше знаний о человеческом мозге и о том, как люди взаимодействуют между собой. Этого можно достичь, исследуя социальность…