Докопались до мышей: как бороться с последствиями социальной изоляции

2 июля 2018

Продолжительное одиночество способно приводить к различным изменениям в поведении. Это справедливо как для людей, так и для лабораторных животных. Так, эксперименты над мышами показывают, что в результате длительной социальной изоляции мыши становятся более пугливыми, агрессивными и восприимчивыми к раздражителям. Ранее группе исследователей из Калифорнийского технологического института удалось установить, что с повышением агрессивности при социальной изоляции у мух связана выработка нейропептида (белка, вырабатываемого в центральной или периферической нервной системе) тахикинина.

Теперь же учёные решили выяснить, работает ли этот механизм у млекопитающих. О результатах они рассказали в журнале Cell.

Эксперименты с лабораторными мышами показали: социальная изоляция животного влечёт за собой повышенную экспрессию гена Tac2, отвечающего за выработку тахикинина. Попытка остановить действие гена привела к неожиданным результатам: эффект различался в зависимости от того, в какой из областей мозга он был заблокирован. Так, подавление гена в гипоталамусе привело к ослаблению агрессии, но не уменьшило страх. А его блокировка в области миндалевидного тела, напротив, сделала мышь менее пугливой, но такой же агрессивной.

У человека механизмы страха и агрессии регулируются тем же геном Tac2. По мнению авторов работы, воздействие на него позволит избавиться от негативных последствий социальной изоляции — депрессии, страха, агрессии и прочих.

Текст: Алла Салькова