10 великих учеников Шарко

Когда-то, когда мы начинали писать о нейроновостях и нейронауках, у нас, еще в прошлой инкарнации проекта, была рубрика «10 фактов» очень нестандартна. Обычно мы приводили просто десять интересных фактов о каком-то учёном, заболевании, явлении или объекте из нейромира. Но сейчас  наши факты тоже посвящены человеку, Жану Мартену Шарко, «Наполеону неврозов», одному из отцов современной неврологии. И главное наследие этого француза – это, конечно, не душ, названный его именем, и даже не болезнь Шарко (речь о боковом амиотрофическом склерозе). Конечно же, это его многочисленные ученики, сами ставшие родоначальниками многих и многих направлений и школ в нейронауках. Итак, сегодня у нас не просто 10 фактов о Шарко, а 10 его учеников.

Лекция Шарко об истерии

 


 

1. Владимир Бехтерев (1857-1927). Конечно же, этот ученик Шарко нам ближе всех: всё-таки, основатель российской нейронауки. Любопытно, что Бехтерев учился не только у основателя современной неврологии, но и у основателя современной экспериментальной психологии, Вильгельма Вундта. Именно он создал первую в мире нейрохиругическую клинику. Точнее, соответствующее отделение в Казани.

 


2. Жорж Туретт (1857-1904). А точнее — Жорж Альбер Эдуар Брут Жиль де ла Туретт (сколько имён!), который в 1884 году описал 9 случаев maladie des tics (или болезни тиков). Именно его именем Шарко назвал эту загадочную неврологическую патологию – синдром Туретта, который, кстати, не заключается только лишь в выкрикивании брани (или, по-научному, копролалии). Ещё ученик Шарко прославился тем, что постоянно доставал армейских: то статью об истерии в кайзеровской армии напишет, доведя до истерики самого Бисмарка, то про антисанитарию в британских госпитальных судах. Всем досталось, Туретту тоже: в 1893 году пациентка выстрелила ему в голову, заявив, что доктор загипнотизировал её против воли. 11 лет спустя Туретт умер в больнице для умалишенных.


3. Зигмунд Фрейд (1856-1939). Пожалуй, в массах это – самый известный ученик Шарко. При всём противоречивом отношении научной общественности к основателю психоанализа, заслуги его перед психологией неоспоримы. Другое дело, что медицинским научным сообществом ученик Шарко не принимался. Вот только один этот факт говорит о многом: Зигмунд Фрейд 32 раза номинировался на Нобелевскую премию по физиологии и медицине — с 1915 по 1938 год. И один раз — в 1936 году… на «нобеля» по литературе Роменом Ролланом (тоже нобелиат, кстати). Между прочим, в 1937 и в 1938 году Фрейда номинировал классик нейронаук, тоже к тому времени уже ставший нобелевским лауреатом – Отто Лёви.

Номинации Фрейда


 

4. Поль Рише (1848-1933). Этот ученик и ассистент Шарко сумел прославиться не в науке. Да, у него есть совместные исследования с мэтром (по эпилепсии, истерии и связи психических расстройств с искусством), есть совместная статья с Туреттом про гипнотизм, он заведовал лабораторией в вотчине Шарко, больнице Сальпетриер, был очень недурным анатомом, но – стал знаменит, как скульптор. С другой стороны, если идеально знать анатомию и иметь руки из правильного места, то почему бы нет. Вот такое вот «три в одном» — психика, искусство и анатомия. Да, так же называется и одна из скульптур Рише.

Три в одном


 

5. Пьер Жане (1859-1947). Бьёмся об заклад, что даже неспециалисты в медицине, не слышавшие фамилию этого ученика Шарко, автора «психологической концепции неврозов», видели его детище. Помните «Кавказскую пленницу», где Шурик с другом «вакцинируют» снотворным Труса, Балбеса и Бывалого? Когда в героя Моргунова приходится вонзать огромный шприц? Вот это и есть шприц Пьера Марии Феликса Жане. Конечно же, в реальности его не используют для инъекций (ну куда вливать сразу 150 миллилитров – а ведь есть и 200-250 миллилитровые шприцы). Им промывают полости тела, отсасывают из них жидкости. А ещё этот ученик Шарко оставил нам термин «психастения». Разносторонний медик получился!


 

6. Альфред Бине (1857-1911) тоже оказался многогранным учеником. Во–первых, он успел получить степени доктора медицины и доктора права. Во-вторых, этот основоположник французской экспериментальной психологии в 1903 году совместно с Теодором Симоном разработал «шкалу умственного развития Бине-Симона» — первую в мире шкалу IQ. А ещё он прославился своими экспериментальными работами по изучению того, как гроссмейстеры играют вслепую на нескольких досках.


 

7. Пьер Мари (1853-1940) – ещё один ученик Шарко, работавший его ассистентом. Именно его вклад в изучение рассеянного склероза стал наибольшим. Также он оставил своё имя в диагнозе, который недавно поставили героине знаменитой американской картины «Мир Кристины» — наследственная нейропатия, которая ныне зовётся болезнью Шарко-Мари-Тута. Ещё одна болезнь, которую много изучал Мари – это акромегалия, возникающая из-за поражение передней доли гипофиза, в связи с чем у человека увеличиваются кисти рук, стопы и череп.


 

8. Жозеф Бабинский (1857-1932). Портрет этого ученика Шарко вы можете лицезреть на знаменитой картине Андре Бруйе «Лекция доктора Шарко в Сальпетриере» (см. иллюстрацию вверху). Здесь Шарко читает лекцию об истерии, а пациентку с этим заболеванием держит его верный ученик, сын беженцев из Варшавы, Жозеф Бабинский. Кроме того, что он крепко держал показательных пациентов, Бабинский известен и открытым им рефлексом (при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы разгибается первый палец стопы, рефлекс Бабинского). Это один из самых проверяемых патологических рефлексов, которые появляются при нарушении мозгового кровобращения, рассеянном склерозе, детском церебральном параличе и других неврологических патологиях.

Рефлекс Бабинского


 

9. Дезире Бурневиль (1840-1909) стал настоящим героем. В 26 он во время эпидемии малярии в Амьене приехал в это место и лечил людей, а в 31, во время парижской коммунны, он не дал революционерам добить и казнить раненных врагов. В 33 года стал депутатом французского парламента и продвигал идеи здравоохранения. В фундаментальной науке он оставил потомкам описанное и изученное мультисимптомное заболевание, которое называли синдромом Бурневиля, хорошо известное ныне как туберозный склероз. Более того, он был активным здоровым скептиком и постоянно разоблачал всякие паранормальные явления.


 

 

10. Жан-Батист Шарко (1867-1936). Нет, это не однофамилец. Это сын. И прославился он не как невролог, хотя защитил диссертацию по прогрессирующей мышечной дистрофии и до смерти отца ассистировал ему. Жан-Батист был гораздо более разносторонним (и речь даже не о браке с внучкой Виктора Гюго). Он – чемпион Франции по регби, яхтсмен (участник II Летних Олимпийских игр 1900 года), путешественник, географ и океанограф. Участник французской антарктической экспедиции, назвал море Беллинсгаузена морем Беллинсгаузена, путешествовал и исследовал весь мир и героически погиб в 1936 году на собственном судне Pourquoi-Pas, на котором ходил почти три десятилетия.

Pourquoi-Pas


Текст: Алексей Паевский