Официально: и от Аюрведы есть польза. При бессоннице

Не можете заснуть? Ваши проблемы может решить ашвагандха – индийская трава. Правда, сказанное выше действительно пока что для мышей. Исследователи из Института сна в Японии обнаружили, что активный компонент, находящийся в листьях растения, значительно улучшает качество сна. Подробнее с работой можно ознакомиться в PLOS ONE.

Ashwagandha-sleep-component-neurosciencneews

Ашвагандха. Илл. — NeuroscienceNews

Ашвагандха – одно из главных растений в Аюрведе, традиционной системе медицины Индии. Латинское название этого растения, Withania somnifera, означает «несущий сон», и на протяжении веков ашвагандха действительно использовалось при проблемах со сном.  И хотя научные исследования уже подтвердили, что сырой порошок ашвагандха действительно способствует сну, активный компонент со снотворными свойствами до сих пор оставался неизвестным.

Группа учёных из Университета Цукубы в Японии исследовала, как различные компоненты ашвагандхи влияют на сон у мышей. Для этого они снимали электроэнцефалограмму и электромиограмму животным, которым вводили различные экстракты растения. Водный экстракт листьев, содержащий много триэтиленгликоля (ТЭГ), способствовал увеличению фазы сна  без быстрых движений глаз и мало влиял на фазу с быстрыми движениями глаз  (REM-сон). В это время спиртовой экстракт, содержащий активные витанолиды, не оказал никакого влияния на сон. Таким образом ученые пришли к выводу, что триэтиленгликоль – это тот самый активный компонент, который вызывает физиологически здоровый сон.

Triethylene_glycol

Молекула триэтиленгликоля

Бессонница (инсомния) и другие расстройства сна — частая жалоба у людей среднего возраста. Они тесно связаны с другими заболеваниями, включая ожирение, сердечно-сосудистые патологии и депрессию. Сейчас в борьбе с расстройствами сна в основном используют синтетические препараты, но они часто малоэффективны или сопровождаются серьезными побочными эффектами. А вот порошок ашвагандха вполне может стать безопасной заменой таких препаратов — поэтому исследование может привести к прорыву в терапии больных с расстройствами сна.

Сейчас ТЭГ в основном используется в промышленности, поскольку неизвестно, насколько безопасен его приём. Учёные будут проводить дальнейшие исследования, чтобы подтвердить безопасность триэтиленгликоля.

По словам авторов, они также планируют оценить эффект ТЭГ при стрессе — считается, что ашвагандха способна смягчить напряжение и исправить дисбаланс в нервной системе. А ещё в будущих исследованиях авторы постараются детально выяснить, как именно триэтиленгликоль влияет на сон.

Текст: Любовь Пушкарская

plos

«Triethylene glycol, an active component of Ashwagandha (Withania somnifera) leaves, is responsible for sleep induction» by Mahesh K. Kaushik, Sunil C. Kaul, Renu Wadhwa, Masashi Yanagisawa, and Yoshihiro Urade in PLOS ONE.

Published online February 16 2017 doi:10.1371/journal.pone.0172508