«Микробный Альцгеймер»: новые доводы за

Идея о том, что болезнь Альцгеймера связана с микроорганизмами, попавшими в мозг человека и вызвавшими нейровоспаление, не нова. Время от времени выходят статьи на эту тему, и вот летом прошлого года в журнале Frontiers in Aging Neuroscience вышла очередная работа британских ученых из Университета Бристоля – с новыми доказательствами этой теории.

В своей работе британцы использовали метод NGS – секвенирования нового поколения, очень высокопроизводительного способа определения ДНК. Для анализа были использованы 26 посмертных образцов головного мозга, взятых из левой височной коры.  14 пациентов имели подтверждённый диагноз болезни Альцгеймера, а 12 служили контролем. Для поиска микробной ДНК использовали универсальные праймеры для бактериального гена 16s рРНК. Такие праймеры позволяют «захватить» максимально широкий спектр бактерий.

Оказалось, что во-первых, в мозге больных болезнью Альцгеймера наблюдается иные пропорции бактериального состава.

«Сравнение бактериальных популяций показало, по крайней мере, в десять раз более высокое соотношение актинобактерий (в основном Propionibacteriaceae acnes) к протеобактериям в мозге пациентов с «альцгеймером» по сравнению со здоровым мозгом», — говорит первый автор работы, Дэвид Эмери.

Во-вторых, в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера вообще больше бактерий.

«Неожиданно, «альцгеймерный» мозг дал нам в среднем явное 7-кратное увеличение бактериальных последовательностей выше, чем в здоровом мозге», — замечают исследователи.

Впрочем, они подчеркивают, что методы NGS не дают прямого указания на общее количество бактерий, и, как это всегда бывает, говорят, что нужны дополнительные исследования.

“16S rRNA Next Generation Sequencing Analysis Shows Bacteria in Alzheimer’s Post-Mortem Brain” by David C. Emery, Deborah K. Shoemark, Tom E. Batstone, Christy M. Waterfall, Jane A. Coghill, Tanya L. Cerajewska, Maria Davies, Nicola X. West and Shelley J. Allen in Frontiers in Aging Neuroscience. Published online June 20 2017 doi:10.3389/fnagi.2017.00195