Как улучшить мозг. Выпуск 31: транскраниальная стимуляция постоянным током при дислексии

Плюсы, минусы, подводные камни

Многие люди страдают от расстройств речи, таких, как, например, дислексия: избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Люди, борющиеся с этим недугом, имеют в арсенале мало средств. В последние годы начали проводиться исследования, в которых пытаются найти способы лечения таких состояний с помощью стимуляции мозга. Два основных метода неинвазивной стимуляции мозга — транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS). ТМС обеспечивает больший ток и, в зависимости от частоты воздействия, может оказывать возбуждающее или тормозящее влияние. tDCS обеспечивает гораздо меньший ток и, как полагают, изменяет мембранный потенциал нейронов.


Ученые из отделений коммуникативных наук и расстройств Северо-западного университета Эванстона, Университета Техаса в Остине и Колумбийского университета, Нью-Йорк провели исследование перспектив лечения дислексии с помощью транскраниальной стимуляции постоянным током. Хотя у таких больных нет явных повреждений мозга, как показывают исследования нейровизуализации, у них изменена активность мозга в ключевых областях по сравнению с людьми без дислексии. Эти области — нижняя лобная извилина, височно-теменные и затылочные области — могут служить потенциальными мишенями стимуляции мозга.

Мета-анализ исследований по нейровизуализации показывает, что нижняя лобная извилина может быть гиперактивированной у взрослых с дислексией в качестве компенсаторного региона, тогда как височно-теменная и затылочная области могут быть гипоактивными, что выражается в ухудшении обработки во время чтения. Стимуляция может быть использована для усиления потенциальных компенсаторных регионов в попытке укрепить сети или для усиления областей, активность которых постоянно снижается у людей с дислексией. Однако точная локализация областей мозга, являющихся неотъемлемой частью процесса — нетривиальная задача, особенно в случае чтения. Исследователи указывают, что от точности выбора мишеней, а также учета массы параметров (в том числе изначального уровня нарушений, возраста, пола и даже толщины черепных костей реципиента),  очень сильно зависит результат, что можно видеть по различиям предыдущих работ на эту тему.

В текущем исследовании ученые исследовали влияние tDCS на левую нижнюю теменную долю (L IPL) на две задачи чтения у читателей с низким и средним уровнем навыков чтения. Сравнивалась производительность по задаче эффективности демонстрации слова (SWE) и задаче оценки рифм, до и после стимуляции L IPL, правой верхней теменной доли (R SPL), либо притворной стимуляции (плацебо).

Читатели, которые получили стимул к L IPL, показали более значительные улучшения в задаче SWE, но ухудшили результаты по задаче оценки рифм по сравнению с R SPL и контрольной (плацебо) группами.

Это исследование впервые демонстрирует как положительный, так и отрицательный эффект стимуляции при одинаковых параметрах на одних и тех же участников. Результаты подчеркивают необходимость проведения дальнейших исследований, которые покажут влияние набора параметров стимуляции при оценке потенциала использования tDCS в качестве лечения. Хотя стимуляция к L IPL может быть хорошим способом повышения уровня беглости чтения, требуется осторожность при применении ее в качестве способа улучшения нескольких аспектов чтения. Важно, чтобы можно было максимально полно взвесить все достоинства и риски такого лечения.


Текст: Полина Гершберг

Younger Jessica W., Randazzo Wagner Melissa, Booth James R.

Weighing the Cost and Benefit of Transcranial Direct Current Stimulation on Different Reading Subskills 

Frontiers in Neuroscience    

DOI: 10.3389/fnins.2016.00262

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *