Как улучшить мозг? Выпуск 35: социализация – двигатель прогресса?

Совершенствуя интерфейсы «мозг-компьютер» (BCI, brain-computer interface), учёные зачастую фокусируются на алгоритмах, механике и нейрофизиологии. Но BCI — это не только индивидуальная система. Интерфейсы постоянно взаимодействуют друг с другом, поэтому, чтобы повысить их эффективность, нужно обратить внимание также на социальные науки. Этой теме посвящена статья Шерил Энн Секстон, опубликованная в Frontiers in Systems Neuroscience.

Credit: Jack Moreh/Stockvault.net


Мы рождаемся в среде, которая состоит из множества взаимодействующих между собой элементов. И для успешной навигации в этой социальной среде требуется развитие когнитивных навыков: памяти, обучения, принятия решений и поведенческого торможения, а также более сложных способностей, таких как общение, решение проблем, обучение, предположения о чужом психическом состоянии (Gariépy и соавт., 2014).

Множество областей мозга активизируются под воздействием социальных условий. Например, передняя поясная кора отвечает за эмпатию и принятие решений, а полосатое тело – жизненно важная область для социального взаимодействия и вознаграждения. Система зеркальных нейронов, которая находится в нижних лобно-теменных областях, имеет важное значение для социального обучения (обзор в Rizzolatti and Sinigaglia, 2010).

Помимо этого, социальное поведение запускает нейрогенез во взрослом гиппокампе у грызунов, а десятилетия исследований показали, что социальный стресс во время раннего развития приводит к ряду поведенческих и нейрохимических дефицитов в разных областях мозга. Например, социальная изоляция во время воспаления ухудшает нейрогенез в зубчатой извилине гиппокампа мыши (Ibi et al., 2008). Автор пишет, что социальные факторы влияют и на познание: учёные выявили у пожилых людей корреляцию между предполагаемой изоляцией и плохими когнитивными навыками (Dickinson et al., 2011).

Автор отмечает: социальная среда лучше всего подходит для изучения самых сложных познавательных навыков. Дело в зеркальных нейронах, обнаруженных в коре: они срабатывают при наблюдении за кем-то или при подражании чужому поведению. Так, достаточно просто наблюдать за действием, чтобы усилить моторную память (Celnik et al., 2006). Например, эти нейроны играют важную роль в реабилитации после инсульта.

Отдельное внимание Шерил посвятила связи «мозг-мозг». Она отмечает, что межличностная синхронизация помогает достичь целого ряда положительных результатов, в том числе привязанности, симпатии, взаимопонимания и эмоциональной поддержки. Непреднамеренная синхронизация возникает, например, при качании на кресле-качалке (Richardson et al., 2007). А результатом такой координации может стать рост эффективности партнёрств, связанных с использованием BCI. Действительно, существует предположение, что совместная работа повышает эффективность познания (Wegner et al., 1991)

И, пожалуй, самый яркий пример социального взаимодействия — передача информации от мозга к мозгу через компьютер. Недавние исследования показали, что сенсорная информация от крыс, передаваемая через компьютер, изменила поведение мышей-рецепиентов за тысячи километров (Pais-Vieira M и соавт., 2013). Достигнут даже перевод информации из мозга человека в мозг крыс (Yoo et al., 2013). Эти примеры свидетельствуют о том, что день, когда нейронные сигналы смогут передаваться между индивидуумами, не так далёк.

Таким образом, автор считает, что для развития BCI нужно подключать социальные аспекты. Шерил советует использовать изображения людей или позитивные слова вместо компьютерных дисплеев, обращать внимание на эмоциональную среду и не забывать, что социально изолированные пациенты будут более чувствительны к негативным сигналам и стимулам. А также помнить о зеркальных нейронах – даже если пациент не может повторить действие, простое наблюдение за ними уже повысит активность мотонейронов.

Наконец, некоторые «революционеры» используют здоровых людей в качестве доноров для стимуляции пациента через связь «мозг-мозг». При этом так же важно, чтобы разработка и использование BCI основывались на точном соблюдении технических принципов вместе с социальными.


Текст: Любовь Пушкарская

The overlooked potential for social factors to improve effectiveness of brain-computer interfaces by Cheryl Ann Sexton in Frontiers in Systems Neuroscience. Published online May 2015.

https://doi.org/10.3389/fnsys.2015.00070

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *