Оптогенетические самоубийцы

Если выбирать метод, который внес наибольший вклад в нейробиологию за последние десять лет, то наверняка среди методов-кандидатов одним из самых вероятных станет оптогенетика. Модификация нейронов белками-опсинами, позволяет «включать» их, просто воздействуя на них излучением нужной длины волны. Новая методика, созданная учёными из Университета Калифорнии в Сан-Франциско позволяет оптогенетически убрать нужный единичный нейрон из нервной системы для того, чтобы узнать его роль. Разработка опубликована в Cell Chemical Biology (IF=5.774).

Для того, чтобы убрать конкретный нейрон из мозга, авторы генно-модифицировали нейроны, заставив их экспрессировать белок miniSOG2, который заставляет клетки светиться. Под воздествием голубого света, miniSOG2 выделяет активные формы кислорода, которые разрушают клетку.

minisog2-neurons-neurosciencenews

Фото: Университет Калифорнии в Сан-Франциско

На верхнем снимке вы можете увидеть три соседних нейрона мозга дрозофилы, генно-модифицированных с экспрессией miniSOG2. На нейрон номер два воздействовали голубым лазером. Как вы видите, на втором снимке, сделанном сутки спустя, от второго нейрона не осталось и следа, в то время как первый и третий полностью целы.

По словам исследователей, их метод может найти применение в создании животных моделей многих нейродегенеративных заболеваний, в особенности – болезни Паркинсона, которая характеризуется гибелью дофаминергических нейронов чёрной субстанции.

if-%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%be-%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%be-%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b0