В размерах мозга «виноват» не только социум или немного о мозге Багиры

15 сентября 2020

Считается,что социальная жизнь сделала человека человеком. С развитием общества развивался и наш мозг. Но как дела обстоят у животных? Как отличается в размерах мозг более и менее социальных зверей? Первые взаимодействуют в команде, вторые предпочитают выживать самостоятельно, и для этого как одним, так и другим необходима хорошо развитая нервная система. Учёные из Мичиганского университета разобрались в этой теме. Результаты можно найти в Frontiers in Neuroanatomy.

Виртуальный эндокран и КТ черепа леопарда (Panthera pardus)

Исследователи анализировали строение мозга у тринадцати видов кошачьих. Причём, «общественными» можно было считать лишь два – льва и гепарда. Мозг изучался по черепам с помощью компьютерной томографии, а образцы брали в музеях и из научных коллекций. Так сделала ли социальность львов и гепардов более «мозговитыми»?

Выяснилось, что общий размер мозга у кошачьих не слишком отличался (с учётом размеров всего животного), но различия нашлись в лобной коре. Обладательницы наиболее обширной лобной части серого вещества – львицы. Эти самки очень социализированы, они долго живут в одном прайде, охотятся, растят потомство. Этот факт удивительным не показался.

Львы же живут по большей части самостоятельно. У них нет необходимости выстраивать сложные отношения: самцы царствуют в прайде несколько лет. Поэтому лобные доли у львов оказались меньше, чем у львиц.

Однако, социальность в развитии нервной системы может отойти и на второй план, что как раз обнаружилось у гепардов, хотя они очень «общительные» животные. У них и лобная кора, и мозг в целом меньше всех рассмотренных видов. А вот у одиночек леопардов мозг достоверно был больше остальных.

Почему же так получилось? Гепарды – бегуны. Они ловят свою добычу на открытой местности, и часто во время охоты им приходится сильно маневрировать. Строение черепа гепардов и, соответственно, мозга должно позволять им сохранять как можно большую скорость и манёвренность бега во имя выживания.

А вот леопарды – звери хитрые. Это коварные охотники с довольно пластичным поведением. Они могут приспосабливаться к разным условиям, а высокая пластичность как раз подразумевает хорошо развитую нервную систему.

Таким образом, нельзя утверждать, что эволюционная причина увеличения мозга – только социальная жизнь. В эволюционном развитии принимали участие и другие факторы.

Текст: Екатерина Андреянова