Биполярное расстройство можно увидеть на клеточном уровне

Нейронауки в Science и Nature, выпуск 91. Нейростарости

Нейроны пациентов с биполярным расстройством отличаются в своих реакциях от контрольных. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature в 2015 году,  подтвердили гипотезы о клеточной природе БАР и могут помочь в разработке новых лекарств.

Credit: Salk Institute

Биполярное аффективное расстройство (БАР) – одно из самых распространенных заболеваний психики. Описанное еще в XIX веке, еще недавно оно было известно как «маниакально-депрессивный психоз». У больных резко и без внешних причин меняется аффективное состояние, от мании к депрессии и обратно, или со смешением этих фаз. БАР страдает, по различным оценкам, от 0,5 до 3% населения Земли, а протоколы лечения включают сложные комбинации нормотимиков (например, препараты лития), противоэпилептических и антипсихотических препаратов, антидепрессантов и нейролептиков. Учитывая резкие колебания фаз, часто возникают сложности с составлением программы лечения. Кроме того, не до конца понятно, почему одни и те же препараты по-разному помогают разным пациентам с одинаковым диагнозом.

Исследователи из калифорнийского института Солка провели исследование, посвящённое отличительным особенностям нейронов пациентов с БАР и реакции этих клеток на препараты лития. Оказалось, что жалобы тех, кому препарат не подошел были небеспочвенны.

Ученые вырастили нейроны из стволовых клеток, полученных из кожи пациентов с БАР и здоровых людей.  Нейроны пациентов с биполярным расстройством отличались от нейронов членов контрольной группы: они гораздо легче возбуждались в ответ на стимулирование, а их митохондрии были более активны. Кроме того, оказалось, что и внутри группы пациентов с БАР есть различия. Нейроны, полученные от тех, кому препарат лития не помогал, действительно не снижали своей активности, в отличии от нейронов тех, на кого, по словам пациентов, он успешно воздействовал.

«Не все исследователи соглашались с тем, что у биполярного расстройства была клеточная причина, — говорит Расти Гейдж, профессор Лаборатории генетики Солка и главный автор исследования. — Поэтому наше исследование является важным подтверждением того, что клетки этих пациентов действительно разные».

По словам ученых, теперь, когда имеются культуры нейронов, которые показывают различия в возбудимости, их можно использовать для скрининга наилучших препаратов. Если новый препарат, например, снимет гипервозбудимость на клеточном уровне, он, вероятно, будет лечить биполярное расстройство у пациентов.

Текст: Полина Гершберг