При сотрясениях мозга мозг оказался разрушительнее черепа

Обычно научные работы, о которых мы пишем, выходят либо в нейронаучных журналах, либо в медицинских. В крайнем случае – в биологических. Однако работа, о которой пойдет речь сейчас, вышлав одном из сильных журналов по физике: Physical Review Letters. При этом, приложение у исследования сугубо медицинское. Секрет прост: авторы из Швеции и США моделировали чисто физическое воздействие на головной мозг.

Моды колебаний мозга при ударе. Сredit: Laksari et al, Physical Review Letters

Учёные сумели построить модель колебаний ткани мозга после сильного удара по голове, проверить ее на одном из видов спорта, где, с одной стороны, спортсмены постоянно получают удары, а, с другой, можно легко установить датчики. И выводы оказались весьма неожиданными. Оказалось, что вопреки интуитивному представлению, главную опасность для мозга при ударе головой представляет не твердая черепная коробка, а сами ткани мозга. Резкое вращение головы, например, при ударе в боксе или американском футболе, может нанести мозгу больше вреда, чем внезапная остановка. Кроме того, при сотрясении мозга повреждается на только его внешний слой, но и внутренние области.

Авторы проверили свою модель на 189 случаях ударов по голове в американском футболе: они просто встроили в шлемы игроков датчики и получали данные об ускорении и положении головы в момент удара. Авторам помогло и то, что в двух случаях игроки получили самое настоящее сотрясение мозга – так сказать, в условиях контролируемого эксперимента.

Исследователи установили, что при ударе по голове в мозге возникают сложные колебания плотности, которые длятся десятые доли секунды. При изучении частотного спектра колебаний оказалось, что сильнее всего мозг колеблется с частотой около 30 Герц. На колебания с частотой ниже 33 Герц расходуется около 75% энергии удара.

Оказалось также, что чем сильнее удар, тем сложнее структура колебаний. Так, во время столкновения, приведшего к потере сознания, соединяющее полушария мозолистое тело колебалось с большей частотой, чем другие ткани мозга.

Авторы считают, что их работа позволит создать новое поколение шлемов для контактных видов спорта, лучше защищающих мозг.

Mechanistic Insights into Human Brain Impact Dynamics through Modal Analysis