Что не так с клетками-мутантами головного мозга?

Ученые из Института медико-биологических исследований Уайтхеда (США) изучили ген протеинтирозинфосфатаза (PTEN),  отвечающий за образование коры головного мозга, и клетки-мутанты, образующиеся в результате аномалий этого гена. Подробнее о работе можно узнать в журнале Cell Stem Cell (IF=22.387).

2016-12-31_17-07-18

«Мы обнаружили, что ускорившийся рост нейральных клеток-предшественниц (НКП) влияет на увеличение кортикальной ткани и кортикальных складок в органоидах головного мозга человека. После мы установили, что удаление гена протеинтирозинфосфатаза (PTEN) позволяет стимулировать рост клетки», — сказал Юнь Ли, автор статьи и руководитель исследования.

Так что при отсутствии гена PTEN у человека нейральные клетки-предшественницы продолжают расти, а их дифференциация – то есть образование разных типов клеток – откладывается. В результате такие клетки больше обычных, органоиды в них крупнее и у них появляется складчатая поверхность. А у мышей, кстати, удаление гена PTEN приводит лишь к увеличению органоидов – на складчатости и размере клеток это никак не отразилось.

mutt

«Предыдущие исследования показали, что аномалии в PTEN могут играть ключевую роль в создании условий для развития различных аномалий развития головного мозга, например синдромов аутического спектра. Наше исследование предполагает, что путь PTEN — это также важный механизм для контроля различий структуры мозга, которые можно наблюдать у разных видов», — сказал Рудольф Джениш, участник исследования.

Также ученые использовали полученные органоиды для того, чтобы изучить вирус Зика и то, как он влияет на складчатость и рост коры головного мозга. В результате через 19 дней после внедрения вируса в клетке-мутанте развился апоптоз – запрограммированная клеточная гибель. И через десять дней вирус Зика остановил рост и образование складчатости. Так что клетки-мутанты оказались более восприимчивы к вирусу, в них чаще наступал апоптоз и медленнее образовывались НКП.

Текст: Любовь Пушкарская