Чем больше связей, тем выше творчество

Вы творческий человек? Тогда вам очень повезло, ведь у вас гораздо больше нервных связей между правым и левым полушариями, которые не зависят от того, сколько книг вы прочитали и сколько семинаров прослушали. В большинстве своём они гласят: чтобы стимулировать творчество, необходимо развивать правое полушарие. Но теперь об этом мифе можно забыть, чему способствовало новое исследование, проведённое в Университете Дьюка.

creativity-neural-network-neurosciencenews

Творческие люди имеют значительно больше соединений между белым веществом (показаны зеленым цветом правого и левого полушарий мозга. Image is credited to Daniele Durante, University of Padova.

Статистики Давид Дунсон (David Dunson) из Университета Дьюка и Даниэле Дуранте (Daniele Durante) из Университета Падуи проанализировали связи между белым веществом мозга 68 его отдельных регионов у здоровых добровольцев, в основном молодого возраста. К слову, белое вещество располагается под серым веществом, которое формирует кору мозга. Оно состоит из пучков тонких нитей (аксонов), которые соединяют миллиарды нейронов и передают между ними электрические сигналы.

Группа учёных под руководством нейробиолога Рекс Юнг (Rex Jung) из Университета Нью-Мексико собрала данные с помощью МРТ-технологии, называемой диффузионно-тензорной трактографией. Она позволяет исследователям заглянуть сквозь череп живого человека на аксональные пути, следуя движению воды вдоль них. Далее мощные компьютеры берут каждый гигабайт сканированной информации и преобразовывают её в трёхмерные карты – схемы мозга.

Для того, чтобы оценить творческий потенциал, команда Юнга использовала комбинацию тестов. Некоторые из них были направлены на «разрешение проблем» и назывались «дивергентным мышлением» — возможностью придумать много ответов на один вопрос. Людей просили нарисовать так много геометрических узоров, как они могут за пять минут. Также люди перечисляли, как много они могут придумать новых способов применения обычных вещей. Помимо этого участники заполняли анкету о своих достижениях в десяти областях, включая изобразительное искусство, музыку, творчество, танцы, кулинарию и науки.

В итоге Дунсон и Дуранте создали компьютерный алгоритм, позволяющий провести скрининг данных и выявить различия в структуре мозга. Они не нашли никаких статистических различий во внутренней связи между полушарий у мужчин и у женщин. Но когда они сравнили людей, попавших по результатам тестов в топ, с теми, чьи результаты оказались первыми с конца, то обнаружили, что у людей с высоким баллом значительно больше соединений между правым и левым полушариями. Эти отличия в основном локализовались в лобной доле мозга.

Найденное «преимущество» может также использоваться для того, чтобы предсказывать вероятность творческой натуры, просто основываясь на структуре мозга.

Дунсон и его коллеги сейчас занимаются разработкой статистических методов того, как можно выяснить, насколько от связей в мозге зависит уровень интеллекта, отношение к творчеству которого всё ещё представляет собой предмет дискуссий. В сотрудничестве с профессором неврологии Полом Томпсоном (Paul Thompson) из Университета Южной Калифорнии они также тестируют возможности метода для раннего выявления болезни Альцгеймера. Возможно, он поможет отличить её от нормального старения.

Исследование представляет собой одну из частей десятилетней работы  по расшифровке коннектома. Вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретных изолированных областях мозга, исследователи, занимающиеся коннектомикой, применяют передовые методы визуализации головного мозга, чтобы выявить и сопоставить плотность сетевых связей между ними.

Изучая закономерности взаимосвязей в мозге здоровых и больных людей, исследователи также надеются лучше понять природу деменции, эпилепсии, шизофрении и других заболеваний, в которые также входят черепно-мозговая травма и кома.

Текст: Анна Хоружая

bayesian

Bayesian Inference and Testing of Group Differences in Brain Networks by Daniele Durante and David B. Dunson in Bayesian Analysis. Published online February 2017

doi:not available

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *