День в истории нейронаук: как сделать мозг прозрачным (видео)

Шесть лет назад официально вышла в свет классическая статья Карла Дейссерота и его коллег в журнале Nature, которая возвестила о создании абсолютно нового изучения мозга. Почему «официально»? Потому что на самом деле она была опубликована еще 10 апреля, но формально включена в выпуск журнала от 16 мая. В чем же состояла прорывная новизна метода CLARITY, который и был опубликован в этой статье?

У изучения мозга есть огромная проблема — он непрозрачен. И все оптические методы (флуоресцентная и конфокальная микроскопия, оптогенетика etc.) упираются в эту проблему. Авторы предложили сделать хотя бы мозг мертвого животного прозрачным. Оказалось возможно извлечь мозг животного из черепа, зафиксировать его и заместить липиды, мешающие свету при помощи гидрогеля на основе акриламида.

На верхней картинке вы видите 3D-изображение, полученное при помощи метода CLARITY, на котором заснят один кубический миллиметр гиппокампа мыши. Различные цвета показывают белки, окрашенные флуоресцентными антителами: возбуждающие нейроны показаны зеленым, тормозные — красным, астроциты — синим.

Вот графическое описание метода

А вот несколько снимков из той самой статьи. Посмотрите на картинки «a» и «b»: на первой мозг мыши до процедуры CLARITY на тексте, а на второй — после.

Ну и вот вам видео — тоже из Nature.  Несколько позже мы посвятим методу отдельную статью в цикле «Инструменты и методы».

Structural and molecular interrogation of intact biological systems