Детский интеллект и пандемия COVID-19. Намеки на дефицит?

14 августа 2021

Исследования влияния коронавирусной инфекции нового типа и самой ситуации пандемии на работу нервной системы и психику в мире ведутся очень интенсивно. Например, недавний обзор показал, что неврологические поражения при COVID- 19 – это норма, а не редкие случаи. Новая работа (при всех ее ограничениях) показывает, что, возможно, ситуация пандемии влияет на интеллект детей весьма юного возраста. Исследование врачей из  Advanced Baby Imaging Lab клиники Род Айленда, опубликованное пока что только на портале медицинских препринтов MedRxiv (что нужно учитывать), говорит, что родившиеся и формировавшиеся в пандемию дети обладают худшим развитием интеллекта, чем их сверстники, росшие в предыдущее десятилетие. Давайте посмотрим, что на самом деле установили авторы статьи. 

Credit: Sandy Millar

Участниками исследования стали 118 детей, рожденных в штате Род Айленд после июля 2020 года (то есть те дети, беременность и/или первый год жизни которых прошел в условиях пандемии), а также  292 ребенка, рожденных до января 2019 года. Все эти дети оценивались по трем шкалам развития интеллекта:  ELC (Early Learning Comnosite), VDQ (Verbal Development Quotient) и NVDQ (Non-Verbal Development Quotient).

В результате авторы наблюдали значительное снижение по всем шкалам у детей, чье пре- и постнатальное развитие пришлось на пандемию.

Сами авторы пишут: «пандемия COVID-19 коренным образом изменила ситуацию со здоровьем детей: беременные матери и отдельные лица, а также дети живут в совершенно иной экономической, психосоциальной и образовательной среде, чем та, которая существовала всего 18 месяцев назад. На этом фоне изменившейся окружающей среды остаются нерешенными вопросы, касающиеся влияния политики в области здравоохранения на дому, ухода на месте и других общественных мер, которые ограничивают социальное взаимодействие и типичный детский опыт,  а также на развитие нервной системы детей раннего возраста. 

В этой работе мы приводим ранние данные, свидетельствующие о значительном снижении сохраненных когнитивных функций и работоспособности у детей, родившихся за последние 18 месяцев во время эпидемии. Однако конкретные социально-экономические факторы, по-видимому, смягчают негативные последствия пандемии, основные факторы, лежащие в основе наблюдаемых нами тенденций, остаются неизвестными». 

Таких факторов может быть очень много, от стресса беременных и родителей и закрытых детских садов, отсутствие доступа на детские площадки – и даже окружающих лист в масках (как пишут коллеги врачей в комментариях к препринту). Тем не менее, исследование имеет достаточно много ограничений – не очень большая выборка, достаточно узкая географическая и социальная прослойка, охваченная иследованием. Кроме того, пока что неизвестно, наблюдается ли последующее восстановление и какие факторы влияют на него, если такое восстановление есть. Нужно помнить и о том, что статья пока что не прошла рецензирование. 

Тем не менее, исследовать влияние пандемии на развитие нервной системы детей и их психику необходимо, и делать это нужно во всех странах.


Текст: Алексей Паевский

Impact of the COVID-19 Pandemic on Early Child Cognitive Development: Initial Findings in a Longitudinal Observational Study of Child HealthSean CL Deoni, Jennifer Beauchemin, Alexandra Volpe, Viren D’Sa, the RESONANCE ConsortiummedRxiv 2021.08.10.21261846; doi:https://doi.org/10.1101/2021.08.10.21261846

COVID-19 и неврология

Коронавирусы известны своей способностью поражать нервную систему и вызывать различные неврологические расстройства, которые были описаны при MERS-CoV и SARS-CoV-1. С увеличением количества пациентов, заболевших (и…

Cиндром Гийена-Барре и вакцина от COVID-19: неврологическая редкость

Темпы вакцинации против COVID-19 растут с каждым днем. Несмотря на большой прирост количества вакцинированных, медицинское сообщество старается вести учет всех случаев поствакцинальных побочных эффектов. Доказательная медицина…

Депрессия и тревога во время самоизоляции в условиях пандемии COVID-19

Британские исследователи из университетов Шеффилда и Ольстера сообщают, что после сообщения премьер-министра Великобритании о введении режима самоизоляции людей, заявляющих о появлении симптомов депрессии и повышенной…

Исследователи оценили спектр поражений нервной системы при COVID-19

На фоне многочисленных осложнений коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной вирусом SARS-Cov-2, проявляющеойся вирусной пневмонией и дыхательной недостаточностью, единичные случаи нарушений со стороны нервной системы привлекают довольно небольшое…

Как эпидемия COVID-19 сказывается на психике россиян?

Клинические психологи из Сеченовского университета запустили исследование, с помощью которого собираются оценить динамику психологического благополучия людей в условиях эпидемии COVID-19 и мер, принимаемых властями для…