Газообразные нейромедиаторы и компас дрозофилы

Муха-дрозофила может сохранять в визуальной рабочей памяти путь к месту назначения целых четыре секунды, при этом ей помогает газы-нейромедиаторы. Невероятно? Но это так, согласно новому исследованию немецких учёных из Университета Майнца, опубликованному в Current Biology (IF=8.983)

134897_web

Группа исследователей под руководством Роланда Штраусса показала, что дрозофила использует два газа – оксид азота (II) NO и сероводород H2S. Краткосрочная рабочая память дрозофилы, как выяснили учёные, «хранится» в нейронах кольцевидной формы в эллипсоидном теле головного мозга.

Штраусс и его коллеги утверждают, что оба газообразных нейромедиатора (роль сероводорода менее понятна) вместе с циклическим гуанинмонофосфатом (цГМФ) и представляют собой «вещество-носитель» кратковременной памяти. Точно понятно, что NO не использует синаптическую щель для передачи сигнала, а просто проникает через клеточную стенку нейронов. Он активирует фермент, синтезирующий цГМФ, который накапливается в эллипсоидном теле.

800px-CGMP

цГМФ

Само эллипсоидное тело оказалось разделенным на 16 сегментов, каждый из которых соответствует своему сектору пространства. И накопление цГМФ в одном из этих сегментов на четыре секунды удерживает память о направлении к цели, которых обычно хватает, чтобы скорректировать курс при потере визуального контакта с местом, куда муха летит.

current-biology