Нейростарости: поесть — как два нейрона возбудить

Оказывается, порою, чтобы принять решение пойти и поесть, оказывается достаточно работы всего двух нейронов. По крайней мере, ровно так всё обстоит с пищевым поведением улитки-прудовика рода Lymnaea. Статья об этом удивительном открытии опубликована в журнале Nature Communications.

Прудовик Lymnea stagnalis. Credit: Wikimedia Commons

Учёные из группы Sussex Neuroscience Университета Сассекса под руководством Джорджа Кеменеса (George Kemenes) занималась изучением мозга улитки в тот момент, когда она принимает решение поползти поискать еду (салат-латук). Улитки — весьма удобные модельные животные для изучения работы отдельных нейронов: у улитки их мало, и они довольно крупные, в них просто вживлять электроды.

Работа с улиткой со вживлёнными элекродами позволила увидеть удивительную вещь: решение животное принимает очень экономно. Первый нейрон «отвечает» за сигнал о присутствии потенциальной еды рядом, второй же — за то, испытывает ли сейчас улитка чувство голода. И только если оба нейрона возбуждены, то есть, на вопрос: «есть ли еда рядом?» и «а голодна ли я?» улитка оба раза отвечает «да!», запускается сложный поведенческий каскад нейрореакций. В противном случае улитка экономит энергию, и даже «не дёргается».

Алгоритм принятия решений о еде прудовиком. Сredit: György Kemenes

«Наше исследование впервые показывает, как всего два нейрона создают механизм, запускающий и оптимизирующий сложный процесс принятия решений.  Мы также видим, что этот механизм позволяет управлять количеством энергии на принятие решения»,  — комментирует Кеменес.

A two-neuron system for adaptive goal-directed decision-making in Lymnaea