Еще один привет от неандертальцев

31 декабря 2018

Факт смешения ранних переселенцев Homosapiens, покинувших Африку, и неандертальцев широко известен. Неандертальцы «подарили» нашим предкам  часть своего генетического материала, так что в геноме почти любого современного человека неафриканского происхождения можно найти короткие вставки, полученные от гибридизации с неандертальцами. О том, какие «подарки» нам достались – статья из журнала Current Biology.

Слева представлена трехмерная копия черепа неандертальца, справа – такая же копия черепа современного человека. Зеленым отмечены зоны, которые у современные людей крупнее по сравнению с неандертальцами. Credit: Philipp Gunz et al. / Current Biology 2018

Помимо некоторых генов в геномах современных людей, неандертальцы оставили на Земле после своего вымирания ископаемые останки в виде костей. Мягкие ткани, и среди них головной мозг, разумеется, не сохранились. Зато сохранились черепа, внутренний рельеф почти точно соотвествует головного мозга. У неандертальцев эндокраниум (внутренняя часть черепа) более гладкий, чем у среднего современного человека.

Ученые решили разобраться в том, какие гены неандертальцев связаны с анатомией черепа современных людей. Они отсканировали поверхность черепа при помощи магнито-резонасной томографии и параллельно изучили «неандертальские» последовательности у 4468 добровольцев.

У неандертальцев эндокран (внутренняя поверхность черепа, примерно соответствующая мозгу) более гладкий, чем у Homo sapiens, и, действительно, оказалось, что носители «неандертальских» аллелей некоторых генов имеют менее выраженный рельеф эндокран. Также «неандертальские» аллели влияют на экспрессию генов UBRи PHLPP1, которые участвуют в формировании миелиновых оболочек нервных клеток и самой нервной системы.

Так что исследователи убили сразу двух зайцев: найдя анатомические отличия неандертальцев от Homo sapiens, они смогли «перевести» их в плоскость регуляции генов, связанных с развитием нервной системы.

Текст: Елизавета Минина