Как растут дендриты?

Международная группа учёных из российского ДВФУ и швейцарского Университета Лозанны открыла цепь сигнальных белков, которая отвечает за синхронный рост окончаний нейронов. Исследователи заключили, что такой механизм работает в клетках разных организмов, он характерен для животных, находящихся на разных уровнях эволюционного развития: от насекомых до человека. Такой механизм наблюдался впервые, его описание учёные опубликовали в журнале Cell.

Илл: ДВФУ

По словам одного из авторов исследования, заведующего лабораторией школы биомедицины ДВФУ, Владимира Катанаева, для формирования клеточных отростков, таких как аксоны и дендриты нервных клеток (подробнее о строении нейрона читайте здесь), необходима четкая координация между программой начального запуска процесса формирования отростка и программой, обеспечивающей его рост. Совместно с сотрудниками департамента фармакологии и токсикологии Университета Лозанны Швейцарии учёному удалось впервые в истории проследить за формированием схемы действия и объяснить один из самых главных принципов функционирования живых организмов.

Так как же происходит запуск одного из самых важных процессов в организме человека – роста нейронных окончаний? Оказалось, что важную роль в этом механизме играют гетеротримерный G-белок Gαo и рецепторный белок KDELR. Они активируются на начальном этапе запуска. Далее вступают белки Rab1 и Rab3, которые учёным удалось обнаружить с помощью методов общегеномного и общепротеомного скрининга. Таким образом, сигнальная цепочка, что обеспечивает поступление материала от аппарата Гольджи до плазматической мембраны, выглядит так: KDELR → Gαo → Rab1/Rab3.

Как сообщают учёные, открытый механизм задействуется в патогенезе таких неврологических заболеваний как эпилепсия, а также играет существенную роль в запуске роста злокачественных опухолей. Поэтому открытие авторов статьи станет большим шагом в исследовании этих нарушений, а также в разработке практических методов борьбы с ними.

«Работа посвящена объяснению прежде неизвестного ученым механизма, играющего важную роль в клетках самых разнообразных организмов — от членистоногих до позвоночных животных. Это одно из самых заметных достижений Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета в сотрудничестве с зарубежными коллегами, — отметил проректор ДВФУ по медицинским вопросам — директор ШБМ Юрий Хотимченко».

Текст: Екатерина Заикина