Грипп может ухудшать память

Оказывается, что одно из самых частых для осенне-весеннего сезона инфекционных заболеваний для мозга не такое уж и безобидное, как считалось ранее. И речь идёт даже не о тех формах вируса, которые «любят» нервную систему. В статье, опубликованной в Journal of Neuroscience, исследователи, изучив на животных то, как ведут себя несколько штаммов вируса гриппа в отношении мозга, приходят к неутешительным выводам.

Credit: public domain

Дело в том, что грипп ежегодно переносят сотни тысяч людей. И несмотря на то что это больше респираторное заболевание, иногда оно сильно осложняется патологической реакцией со стороны нервной системы, так как разновидности вируса могут быть как не-нейротропными, так и нейротропными. А долгосрочные эффекты инфекции на мозг и вовсе изучены недостаточно.

Группа немецких учёных из разных центров обратила особое внимание на три штамма гриппа: H1N1, H3N2, H7N7. Ими инфицировали самок мышей в возрасте 8-10 месяцев, а затем около 4 месяцев наблюдали за их состоянием. При этом если штамм H7N7 нейротропный, и предполагалось, что он повлияет на работу мозга, то штамм H3N2 считался довольно лёгким и никак не показывал ранее своё «предрасположение» к нервной ткани.

Credit: Hosseini et al., JNeurosci (2018)

Оказалось, что у всех животных, которых заражали вирусами штаммов H3N2 и H7N7, наблюдались структурные изменения в гиппокампе: там снижалась плотность нервных клеток и истончалась кора. Причём, эти изменения происходили сильно после острой фазы заболевания — в среднем на 18-й день, если в эксперименте задействовались сразу оба этих вируса, либо на 30-й, если только H7N7. Интересно, что H1N1, «гремевший» несколько лет назад, никаких подобных эффектов не продемонстрировал.

Вместе с потерей нейронной плотности в гиппокампе увеличивалось число активированных клеток микроглии (что это такое, можете узнать тут), а также ослабилась долговременная потенциация, что напрямую было связано с нарушением формирования пространственной памяти. То есть воспаление, ассоциированное с не-нейротропным типом вируса, вызвало функциональные и структурные изменения в нейронных сетях гиппокампа.

При этом исследователи провели и генетический анализ транскриптомов. Результаты показали, что ровно в периоды структурных изменение в мозге повышалась экспрессия многих провоспалительных, а также нейро- и глиоспецифических генов у мышей, которые болели H3N2 и H7N7.

Таким образом, учёные доказали, что вирус гриппа типа А (не-нейроптропный) сильно недооценён: он может влиять и местно, вызывая столь «любимые» нами температуру, слабость, ломоту в костях, насморк и кашель, и опосредованно — на мозг и когнитивные способности через активацию нейровоспаления.

Так что старайтесь беречь себя, особенно в периоды эпидемий.

Long-term neuroinflammation induced by influenza A virus infection and the impact on hippocampal neuron morphology and function by Shirin Hosseini, Esther Wilk, Kristin Michaelsen-Preusse, Ingo Gerhauser, Wolfgang Baumgärtner, Robert Geffers, Klaus Schughart and Martin Korte in Journal of Neuroscience. Published February 2018, 1740-17.

DOI: https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.1740-17.2018