Галлюциногены в нашем мозге

Один из самых популярных психоделиков – диметилтриптамин (ДМТ), издавна использующийся индейцами Южной Америки в религиозных таинствах для очищения и исцеления души и тела (не в чистом виде, конечно, а в виде отваров растений, его содержащих). В статье, опубликованной в Scientific Reports исследователи из Мичиганского университета сообщают, что ДМТ синтезируется не только растениях, но и непосредственно в человеческом мозге.

Кристаллы диметилтриптамина

Как это часто бывает, представления о функционировании человеческого организма многовековой давности находят подтверждение сейчас, когда мы гораздо лучше осведомлены о его физиологии. Так, еще в XVIIвеке были задокументированы первые предположения Рене Декарта о том, что шишковидная железа (эпифиз) является сосредоточением человеческой души. И если вопрос о душе пока еще остается непроясненным, о строении и функциях эпифиза известно много. Но чем больше ученые получают ответов, тем больше возникает у них новых вопросов.

Основная функция эпифиза – выработка гормона мелатонина, который регулирует циркадные ритмы, метаболизм и многие другие функции организма. Между тем, состояние сна также пока остается темой со множеством белых пятен. В последнее время стало появляться все больше и больше предположений о том, что в формировании снов принимают участие моноаминные системы мозга, в частности такие нейромедиаторы, как серотонин, норадреналин, дофамин и другие.

По химическому строению ДМТ также является моноамином, так почему бы ему не быть нейромедиатором? Исследования его влияния на мозг показали, что он является агонистом 5-НТ-серотониновых рецепторов, как и многие другие галлюциногены. Кстати, у многих людей сны включают нереалистичные, фантастические сцены, которые по ощущениям могут быть сходны с психоделическим опытом.

Молекула ДМТ

Все эти данные натолкнули исследователей из США на предположение о том, что ДМТ и эпифиз могут быть коим-то образом связаны и влиять на функционирование мозга. Для начала они забирали мозг у крыс и анализировали экспрессию генов, которые могли бы быть ответственны за синтез ДМТ. Вычислить их было не очень сложно – как и другие моноамины, он синтезируется из аминокислоты триптофана буквально в пару химических реакций. Эти ферменты были идентифицированы, и к приятному удивлению активно экспрессировались в тканях мозга: эпифизе, неокортексе и гиппокампе крыс. Все перечисленные структуры играют ведущую роль в процессах обучения и памяти.

Затем ученые проанализировали человеческие посмертные образцы мозговой ткани, и также обнаружили экспрессию пресловутых ферментов. Под экспрессией фермента подразумевалась не просто транскрипция генома – если ген работает, это еще не означает, что синтезируется белок, который кон кодирует. Поэтому исследователи проанализировали содержание продукта – самого диметилтриптамина в тканях мозга с помощью флуоресцентных методов. И теперь они смогли точно сказать: ДМТ есть. А интенсивность флуоресценции при анализе его содержания была примерно такой же, как и у других моноаминов.

Это значит, что ДМТ содержится в человеческом мозгу в тех же концентрациях, что и другие моноаминовые нейромедиаторы. Осталось только выяснить, в чем же конкретно заключаются его функции. Начало уже положено: на данный момент известно о его антидепрессивном и противогипоксическом эффектах, а также о том, что он положительно влияет на нейропластичность.

Текст: Дарья Тюльганова