Мутации в генах определяют математические способности

Благодаря исследованию, опубликованному в журнале Scientific Reports, стал известен ген, определённые мутации в котором могут иметь связь с выдающимися математическими способностями у китайских школьников.

Способности к математике – сложный признак, в котором задействованы и гены, и окружающая среда, и множество других разнообразных факторов. Можно долго спекулировать на тему того, каков именно вклад генов в этот признак и роль чего важнее – генетики, семьи, окружения, экономических факторов или упорного труда и уверенности в своих силах. А учёных не покидает желание разложить все эти факторы по полочкам и постараться понять, на что же стоит уповать в своих способностях.

Поэтому авторы статьи из Scientific Reports провели GWAS исследование с участием китайских учеников начальной школы. Они хотели найти мутации, которые могут быть потенциально ассоциированы с математическими способностями. Учёные провели основные исследования на двух независимых выборках размером примерно 500 человек. И для повторения и проверки полученного результата они взяли ещё и третью дополнительную выборку.

В процессе исследования учёные смогли найти 4 однонуклеотидных полиморфизма в интронах (некодирующих участках) гена SPOCK1. Этот ген располагается на пятой хромосоме и отвечает за очень консервативный гликопротеин тестикан-1 (testican-1), который участвует в пролиферации (росте), клеточном цикле и апоптозе. Кроме того, он связан с развитием нервной системы. Например, по результатам предыдущих исследований стало известно, что тестикан-1 синтезируется более активно в развивающемся мозге мышей и влияет на рост и регенерацию аксонов.

Авторы подходят к результатам исследования с должным скептицизмом и, как и пристало учёным, отмечают, что размер выборки был сравнительно небольшой. Действительно, по сравнению с GWAS исследованиями раковых заболеваний или диабета, в которых используются выборки в десятки тысяч человек, здесь совсем небольшое количество людей. Тем не менее, полученный результат интересен и хотя бы немного приоткрывает завесу над тайной математических способностей.


Текст: Надежда Потапова

A Genome-Wide Association Study Identifies Genetic Variants Associated with Mathematics Ability by Chen H, Gu XH, Zhou Y, Ge Z, Wang B, Siok WT, Wang G, Huen M, Jiang Y, Tan LH1, Sun Y in Scientific Reports. Published February 2017.

doi: 10.1038/srep40365.

Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.