Вакцина против глиобластомы показала свою эффективность на третьей фазе клинических испытаний

3 июня 2018

Ученые из Университета Сент-Луиса (США) подводят к завершению слепое рандомизированное контролируемое испытание противоопухолевой вакцины DCVax-L. По предварительным результатам, исследуемая терапия улучшила показатели выживаемости пациентов, страдающих агрессивной глиобластомой. Данные опубликованы в Journal of Translational Medicine.

МРТ глиобластомы

В эксперименте участвовал 331 пациент. Участники были разделены на две группы случайным образом. В первой группе пациенты получали стандартную химиотерапию с применением персонализированной вакцины, во второй – химиотерапию совместили с плацебо. Согласно протоколу испытания, людей, получавших вакцину, было вдвое больше, чем людей контрольной группы. Также, при прогрессировании болезни после первоначального лечения, вакцину мог получить любой пациент. В итоге, исследуемое лекарство получили 90 процентов участников.

В основном, пациенты с глиобластомой, живут примерно чуть менее 18 месяцев после постановки диагноза. Но при участии в исследовании, средняя выживаемость у пациентов составила чуть больше 23 месяцев. Стоит подчеркнуть, что у 100 пациентов она составила 40,5 месяца. На данный момент ученые не знают точно, кто из пациентов получал вакцину (так как исследование ещё продолжается), но они уверены, что продолжительность жизни увеличилась именно из-за DCVax-L.

Новая вакцина специфична для каждого пациента и готовится сразу после первого этапа лечения – хирургии (он обязателен при глиобластомах, только после удаления опухоли возможна точная постановка диагноза). После операции на извлеченные злокачественные ткани воздействуют дендритными клетками. Последние поглощают антигены глиобластомы, затем их снова вводят больному. Лимфоциты пациента распознают антиген с поверхности заново введённых дендритных клеток, и атакуют оставшиеся клетки опухоли в организме, имеющие тот же самый антиген.

Текст: Инна Егорова