Вирусная инфекция может стать причиной психических расстройств

По разным версиям, нарушения психики достаются человеку по наследству или же становятся результатом других внутренних патологий. Однако, внешние факторы также способны играть роль в этом процессе. Исследователи из Университета вирусологии и микробиологии в Вюрцбурге доказали, что одним из таких факторов могут быть вирусы.

Иммунофлуоресцентное изображение коры мозжечка больных биполярным расстройством. Красным показаны белки вируса герпеса. Зелёным — астроциты. Credit: team Prusty

Герпес-вирусы вызывают не только «простуду» на губах. Они же становятся причиной других заболеваний, в частности – так называемой внезапной экзантемы или псевдокраснухи, которая проявляется покраснениями на коже. Но у вирусов герпеса всех типов есть общее свойство – если однажды человек «подцепил» любой из них, вирус навсегда останется в организме. Это не означает постоянную болезнь – пациент выздоравливает после первого случая заражения, но вирус, остающийся в узлах чувствительных нервов, готов активироваться в любой момент. Только вот активируется он не всегда в той ткани, где появлялось заболевание.

Те самые вирусы герпеса 6 типа, которые вызывают экзантему, «прячутся» в нейронах. И как показала последняя работа, опубликованная в Frontiers in Microbiology, наиболее подвержены заражению клетки Пуркинье – функциональная основа мозжечка.

Там вирус живет и никого «не трогает», пока снова не начнется его репликация (размножение). Но уже не в коже, а в мозжечке, что приводит не к высыпаниям, а к нейровоспалению. А как мы уже не единожды писали, нейровоспаление очень часто коррелирует с нарушениями мозга – от психических отклонений до нейродегенерации.

В ходе своей работы исследователи обнаружили, что клетки Пуркинье в разы сильнее подвержены заражению вирусом герпеса 6 типа, чем другие нейроны. Но дальше – интереснее. Ученым показалось, что в выборке, на которой они это подтвердили, больше пациентов с биполярным и большим депрессивным расстройствами. Это наблюдение подтвердилось в ходе статистического анализа. Действительно, у инфицированных людей риск депрессивных расстройств оказался значительно повышен.

О чем это говорит, пока не известно. Однако, достовернее установление подобного факта ведет к расширению фронта задач, в которых предстоит понять роль мозжечка в психиатрических заболеваниях и, возможно, по-новому посмотреть на их внешние причины. Ранее считалось, что в психических нарушениях основную роль играет генетический материал.

Текст: Дарья Тюльганова

Active HHV-6 infection of cerebellar Purkinje cells in mood disorders
Bhupesh K. Prusty, Nitish Gulve et al

Front. Microbiol. | doi: 10.3389/fmicb.