Иммунная система человека связана со структурой мозга и ПТСР

26 мая 2020

В двух независимых исследованиях ученые продемонстрировали, что структура мозга и несколько функций памяти связаны с генами иммунной системы. Результаты исследований опубликованы в журналах Nature Communications и Nature Human Behavior, а кратко о них пишет ресурс «Иммунология и аллергология».

Иммунная система организма выполняет важные функции, такие как защита от бактерий и раковых клеток. Однако мозг человека отделен от иммунных клеток в кровотоке так называемым гематоэнцефалическим барьером. Этот барьер защищает мозг от болезнетворных микроорганизмов и токсинов, циркулирующих в крови, а также делит иммунные клетки человеческого организма на те, которые выполняют свою функцию в крови, и те, которые работают конкретно в мозге. До недавнего времени считалось, что функция мозга в значительной степени не зависит от периферической иммунной системы. Специалисты нашли доказательства того, что иммунная система крови действительно может влиять на мозг. Опубликовано два независимых исследования, демонстрирующих, что эта связь между иммунной системой и мозгом более значительна, чем считалось ранее.

Ученые из Базельского университета изучили эпигенетический профиль клеток крови 533 молодых здоровых людей и выяснили, что он определяет толщину коры головного мозга, в частности, в областях, отвечающих за формирование памяти. Далее удалось подтвердить эти данные на дополнительной выборке из 596 человек. Сюпризом оказалось, что те же эпигенетические профили ответственны за регуляцию определенных функций иммунной системы. Так, один из вариантов гена TROVE2, роль которого в работе иммунной системы изучается, так же ответственен за способность запоминать негативную информацию, что влияет на формирование посттравматического стрессового расстройства.

Текст: Павел Несмиянов

Virginie Freytag et al. A peripheral epigenetic signature of immune system genes is 2 linked to neocortical thickness and memory Nature Communications (2017), DOI: 10.1038/ncomms15193

Angela Heck et al. Exome sequencing of healthy phenotypic extremes links TROVE2 to emotional memory and PTSD Nature Human Behaviour (2017), DOI: 10.1038/s41562-017-0081

Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.