Имплант для нейромодуляции, управляемый со смартфона

Оптогенетика и таргетная доставка препаратов прямо в мозг становятся еще ближе, и этому посвящена статья, вышедшая на прошлой неделе в журнале Nature Biomedical Engineering. Коллаборация корейских инженеров и американских нейробиологов позволила создать небольшой портативный имплантат с мягкими и ультратонкими микрофлюидными трубочками, сменными картриджами для лекарств, крошечными светодиодами и системой с низким энергопотреблением, управляемой со смартфона через Bluetooth.

Credit: KAIST

Всем хороша оптогенетика: позволяет управлять нейронами светом, причем, не абы какими, а конкретными, интересными ученым. Однако, немалые сложности связаны как с доставкой в клетку и встройку в ДНК гена рецептора, реагирующего на свет, так и с жесткой системой имплантации оптоволокна в мозг, подводящей свет к региону интереса. Если первое научились уже делать достаточно неплохо, то у второго до сих пор значительные ограничения во времени использования: ткань мозга довольно быстро начинает разрушаться, и проводить длительные эксперименты затруднительно.

Исправить это решилась команда ученых из Корейского передового института науки и технологии (KAIST) и Университета Колорадо в Боулдере. Они придумали элегантно простое и при этом многофункциональное устройство, которое совместило в себе функцию химической и оптической нейромодуляции. Но самое главное – оно подходит для пролонгированных по времени, хронических экспериментов, гораздо меньше влияя на структуру тканей, нежели методы, которые используются сейчас (металлические трубки и довольно толстые оптические волокна).

В устройство встроили блок для смены картриджей plug-n-play, что позволяет не заботиться о том, что лекарство кончится, в течение нескольких месяцев. Кроме того, его оснастили мягким и ультратонким зондом в толщину человеческого волоса, который состоял из микрофлюидных каналов и крошечных светодиодов, как замечают авторы, меньше, чем крупинка соли.

Имплантатом можно управлять со смартфона, и специально для этого программисты из той же научной группы разработали приложение. В нем можно тонко отладить процесс эксперимента и настроить все виды воздействий в той последовательности, которая нужна.

«Это революционное устройство стало плодом передового электронного дизайна и мощной микро- и наноразмерной инженерии. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии этой технологии и настроены создать мозговой имплантат для клинического применения», — отмечает профессор электротехники в KAIST, руководитель исследования Чже-Вун Чжон (Jae-Woong Jeong).

Wireless optofluidic brain probes for chronic neuropharmacology and photostimulation by Raza Qazi, Adrian M. Gomez, Daniel C. Castro et al. in Nature Biomedical Engineering. Published online August 2019.