Искусство повествования: почему мы сопереживаем персонажам рассказов?

22 сентября 2018

Новое исследование, опубликованное учеными из МакМастерского университета в Journal of Cognitive Neuroscience, объясняет основной принцип восприятия информации. Мозг фокусируется в первую очередь на мыслях и чувствах рассказчика, а способ передачи информации становится вторичным.

Снимок показывает мозг участников эксперимента, которые использовали разные формы повествования. После постобработки выяснилось, что в каждом случае активировались одни и те же зоны: задняя поясная кора, теменно-височные области и задняя верхняя височная борозда. Credit: Steven Brown et al / Journal of Cognitive Neuroscience


Исследователи задались вопросом: что происходит в мозге, когда человек использует для повествования разные способы: слова, рисунки или жесты, и как сильно влияет на восприятие эмоциональная окраска текста.

«На протяжении тысяч лет люди использовали речь, чтобы делиться эмоциями и собственным опытом. Часто это напоминает чтение книги, мы настолько увлекаемся главным героем, что отождествляем себя с ним, переживая его эмоции», — рассказывает Стивен Браун (Steven Brown), ведущий автор исследования, руководитель лаборатории NeuroArts в МакМастере, профессор кафедры психологии, нейронаук и поведения.

Для исследования ученые сканировали мозг участников с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии во время того, когда предоставляли им короткие заголовки. Например, «Хирург находит ножницы внутри пациента» или «Рыбак спасает мальчика из замерзшего озера». Затем добровольцев попросили передать суть мини-рассказа, используя речь, жесты или рисунок. Иллюстрации создавались с помощью специального планшета.

Исследователи обнаружили, что независимо от того, в какой форме рассказывал участник, активирующиеся при этом участки мозга отражали психическое состояния человека, на которое влияли мотивации, убеждения, эмоции и действия персонажа истории.

«Аристотель еще 2300 лет назад говорил, что сюжет – это самый важный аспект повествования, а образы вторичны, — говорит Браун. Наши результаты показывают, что люди подходят к описанию с эмоционально-психологической стороны, ориентированной на чувства главного героя истории».

Далее исследователи надеются определить, что происходит, когда мы рассказываем истории от третьего лица или изображаем действия героя истории сами.

 


Текст: Анастасия Тихомирова

Storytelling Is Intrinsically Mentalistic: A Functional Magnetic Resonance Imaging Study of Narrative Production across Modalities by Ye Yuan, Judy Major-Girardin and Steven Brown in Journal of Cognitive Neuroscience. Volume 30, Issue 9, September 2018, p.1298-1314

https://doi.org/10.1162/jocn_a_01294

 

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтактеЯндекс-Дзен и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.

Как программировать эмоции

Оказывается, на то, кажется ли нам лицо человека приятным или нет, можно повлиять, если у вас есть МРТ. Исследователи из Японии и США сумели изменить…

Лошадь помнит ваши эмоции

Исследователи из Великобритании, представляющие университеты Портсмута и Суссекса, в условиях контролируемого эксперимента сумели показать, что лошади способны распознавать эмоции на лицах людей по фотографии и…

Аутистам комфортнее с роботом, чем с людьми

Люди с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности при общении с людьми и часто избегают его. Социальные взаимодействия даются им сложно в основном по причине того,…

Гнев и радость на томограмме

Про чтение мыслей при помощи МРТ или электроэнцефалографии не писал только ленивый. Действительно, было много работ, на которых, например, компьютер по электроэнцефалографии мог определить, на…

Почему люди с депрессией плохо спят?

Британские ученые в своей статье, опубликованной в JAMA Psychiatry готовы ответить на этот вопрос: все дело в слишком сильной связи между определенными областями мозга. Пациенты…