В борьбе с депрессией поможет йогурт

И очередные новости фронта борьбы с депрессией. На этот раз неплохой результат продемонстрировал… йогурт. Исследователи школы медицины Университета Вирджинии обратили вспять симптомы депрессии у лабораторных животных, откармливая их лактобактериями – микроорганизмами, находящимися в йогуртах и других кисломолочных продуктах. Они также обнаружили и опубликовали в Scientific Reports (IF=5.228)  особый механизм того, как эти бактерии влияют на настроение, обеспечивая прямую связь между здоровьем кишечника и психики.

100800_web

Исследователи полны оптимизма насчёт того, что их открытие выйдет «в люди», и планируют подтвердить свои выводы в клинических испытаниях на пациентах с депрессией.

«Вся прелесть заключается в том, что нам не нужно заморачиваться со сложными препаратами и их побочными эффектами тогда, когда мы просто можем «играть» с микробиом. Было бы волшебно лишь изменить свой рацион, «обновить» бактерии кишечника и восстановить как своё здоровье, так и настроение», — воодушевлённо делится Албан Голтьер (Alban Gaultier), один из авторов.

Здоровый кишечник – здоровый мозг

Роль микробиома кишечника в данный момент составляет колоссальный интерес для исследователей, изучающих депрессию и многие другие нарушения здоровья от психических до физических. Голтьер с кафедры неврологии Университета Вирджинии и Центра иммунологии мозга и глии совместно с его командой нашёл чёткую связь между депрессией и здоровьем кишечника.

Эксперимент выглядел следующим образом: лабораторных мышей подвергали стрессу, а до и после него брали пробы состава микробиома кишечника. В итоге выяснилось, что основной разницей между периодами стала потеря лактобактерии. А с этой потерей начали отмечаться симптомы депрессии. Кормление же мышей лактобактериями вместе с пищей вернуло их в нормальное состояние.

Чтобы понять, как же микроорганизмы влияют на психику, учёные провели ещё ряд исследований и обнаружили, что их количество связано с уровнем в крови особого метаболита кинуренина — продукта ферментативного распада триптофана и биосинтеза никотиновой кислоты в печени. Его ещё называют «гормоном несчастья», по аналогии со «счастливым» серотонином, который также получается из триптофана, но в мозге. Когда бактерий в кишечнике становится меньше, уровень кинуренина возрастает и «приводит» за собой депрессивные настроения.

Человеческий потенциал

К слову, Голтьер весьма аккуратно выражался, называя симптомы, наблюдаемые у мышей, как «депрессивно-подобное поведение» или «поведение отчаяния». Естественно, с мышами возможности пообщаться и выяснить, насколько подавленными они себя чувствуют, нет. Но именно эти симптомы широко признаны как лучшая  модель депрессии на животных.

На основании этих выводов команда планирует начать работать с людьми как можно быстрее. Они намерены изучить влияние лактобактерий на депрессию у больных рассеянным склерозом, так как это довольно частая сопутствующая патология в этой группе больных. Причём, отраден тот факт, что метаболические пути, влияющие на настроение, у мышей и людей сильно схожи.

А пока идёт исследование, почему бы не выпить стакан кефира, если вы вдруг почувствуете себя одиноко и безысходно? Однако, всё равно нужно помнить, что люди, получающие лекарства от депрессии, ни в коем случае не должны прекращать их принимать без консультации врачей. Скорее, кисломолочные продукты станут неким дополнением к общей комплексной терапии.

Microbiota alteration is associated with the development of stress-induced despair behavior by Ioana A. Marin, Jennifer E. Goertz, Tiantian Ren, Stephen S. Rich, Suna Onengut-Gumuscu, Emily Farber, Martin Wu, Christopher C. Overall, Jonathan Kipnis & Alban Gaultier in Scientific Reports. Published online March 2017