Как гаджеты меняют мозг детей

14 ноября 2019

Исследование, опубликованное в журнале JAMA Pediatrics, показало: дети, которые проводили много времени за экраном планшетов или телефонов, имели более низкую структурную целостность трактов белого вещества в тех зонах мозга, которые отвечают за язык и другие лингвистические способности. Эти дети также имели более низкие оценки по освоению языка и грамотности.

Изменения в миелинизации трактов


Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует вводить ограничения на пользование медиа-устройствами, ссылаясь на когнитивно-поведенческие риски: возможную задержку речевого развития, плохой сон, нарушения исполнительных функций и влияние на общий интеллект. Использование экрана маленькими детьми является достаточно распространённой практикой, хотя его последствия для развивающегося мозга неизвестны.

Целью данного исследования было изучение взаимосвязи между временем нахождения ребёнка перед экраном смартфона и целостностью белого вещества мозга в тех зонах, которые отвечают за приобретение языка и развитие грамотности у детей в дошкольном возрасте.

В исследовании приняли участие здоровые дети в возрасте 3-5 лет (47 человек). Дети прошли когнитивное тестирование с последующей диффузно-тензорной трактографией (DTI). Также родители заполняли опросник ScreenQ на оценку экранного времени.

Опросник ScreenQоценивает такие показатели, как доступ к экрану, частота использования, просмотр контента, а также совместный просмотр. Для оценки когнитивной сферы применяли различные тесты на фонологическую переработку, словарный запас. При помощи DTI оценивали микроструктурную организацию и миелинизацию трактов белого вещества.

Было обнаружено, что более высокие оценки по опроснику ScreenQ коррелировали с низким уровнем экспрессивной речи, способностью называть предметы и навыками грамотности. Это сопровождалось и более низкой целостностью белого вещества головного мозга: структурной организацию и миелинизацию в трактах, которые вовлечены в процессе освоения языка и приобретения других лингвистических навыков.

Эти результаты подчеркивают необходимость дальнейших исследований взаимосвязи между использованием гаджетов в детском возрасте и структурными изменения на уровне мозга. Важно донести эту информацию до родителей, чтобы они устанавливали границы взаимодействия с экраном для своих детей.


Текст: Мария Богданова

John S. Hutton, Jonathan Dudley, Tzipi Horowitz-Kraus, Tom DeWitt, Scott K. Holland. Associations Between Screen-Based Media Use and Brain White Matter Integrity in Preschool-Aged Children. JAMA Pediatrics, 2019; e193869 DOI: 10.1001/jamapediatrics.2019.3869