Как миндалевидное тело и гипоталамус запускают возбуждение и агрессию

Выявлены группы нейронов, регулирующие сексуальное поведение и агрессию у самцов мышей. Результаты исследования дают новое понимание роли задней части миндалевидного тела (posterior amygdala, PA) в развитии социального поведения мужчин, связанного с половым влечением и агрессией. Подробности опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Credit: public domain

В новой работе, посвященной особенностям эмоционального социального поведения, исследователи решили сосредоточиться не на миндалевидном теле, которое в этом случае обычно оказывается в центре внимания, а на гипоталамусе, где расположены медиальное преоптическое ядро (MPN) и вентролатеральная часть вентромедиального гипоталамуса (VMHvl) . Эти области наравне с миндалевидным телом участвуют в формировании эмоций, например, агрессии или возбуждения, но если ученые уже выяснили, что подавляет их активность, то возбуждающие стимулы вне гипоталамуса все еще остаются не до конца изученными.

Новое исследование, проведенное на мышах нейробиологами Нью-Йоркского университета, впервые показало, что в миндалине существует две группы нервных клеток-проекций в гипоталамус, которые облегчают связь между PA и его частями, а также могут служить переключателями сексуального поведения и агрессии у самцов. Причем, оба типа клеток имеют на поверхности своего ядра эстрогеновые рецепторы (а именно ЭРα).

В ходе исследования записывалась активность клеток головного мозга у более чем 100 мышей-самцов. Сначала авторы исследования измерили то, как часто структуры запускаются в течение обычного дня животных. Оказалось, что MPN-проекционные клетки были наиболее активными во время спаривания, тогда как активность VMHvl-проекционных нейронов повышалась во время конфликтов с другими самцами.Далее авторы блокировали или стимулировали эти группы нейронов, наблюдая за процессом поиска пары или агрессией, направленной на незнакомого самца.

В эксперименте при блокаде проекционных клеток MPN самцы усиленно боролись друг с другом за спаривание с самками. Если же вместо этого сигналы усиливали, самцы активизировались еще больше и могли добиваться внимания даже невосприимчивых самок, чего обычно не делают.

Кроме того, при блокаде проекционных нейронов миндалины в клетки VMHvl гипоталамуса грызуны становились спокойнее и реже нападали на незнакомых самцов. Ситуация кардинально менялась при стимуляции данной группы нейронов: самцы становились необычайно агрессивными, нападая даже на знакомых самцов и своих самок.

«Наши результаты дают новое понимание той важнейшей роли, которую играет задняя миндалина в стимулировании социального поведения, связанного с половым влечением и агрессией», – сообщает доктор Такаси Ямагучи (Takashi Yamaguchi), руководитель Медицинского центра Лангона при Нью-Йоркском университете.

Текст: Екатерина Полищук

Posterior amygdala regulates sexual and aggressive behaviors in male mice by Takashi Yamaguchi, Dongyu Wei, Soomin C. Song, Byungkook Lim, Nicolas X. Tritsch & Dayu Lin. Nature Neuroscience. Published July 2020.