Как осьминоги чувствуют вкус «руками»

Животные демонстрируют разнообразные эволюционные адаптации, основанные на их экологической нише. Осьминоги исследуют морское дно всеми своими гибкими «руками», используя специальную систему «вкус наощупь», чтобы локально ощущать и реагировать на химические вещества и движения, полученные от добычи. Щупальца осьминога усеяны сотнями присосок, каждая из которых может действовать как вкусовые рецепторы. Исследователи обнаружили, что клетки на поверхности присосок позволяют калифорнийскому двухточечному осьминогу (Octopus bimaculoides) пробовать пищу на вкус. Статья опубликована в престижном журнале Cell.

Николас Беллоно из Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс, и его коллеги проанализировали, как ведут себя осьминоги, когда их присоски касаются объекта. Осьминоги оборачивали крабов — добычу — в руки, прощупывая их присосками, но игнорировали неодушевленные предметы. Это подтвердило, что животные используют присоски для обнаружения пищи.

Графический абстракт работы

Предыдущие исследования показали, что присоски усеяны сенсорными клетками. Команда Беллоно обнаружила, что структуры, называемые хемотактильными рецепторами на поверхности некоторых из этих клеток, реагируют на определенные молекулы, включая терпеноиды, которые многие морские беспозвоночные вырабатывают в качестве защитного механизма. Щупальца осьминогов используют семейство специфических для головоногих хемотактильных рецепторов для обнаружения плохо растворимых природных продуктов, тем самым определяя форму контактно-зависимой водной химиочувствительности. После связывания с этими химическими веществами рецепторы генерируют электрический сигнал, который передает химическую и тактильную информацию в нервную систему осьминога.

По словам исследователей, полученные данные могут объяснить, как осьминоги исследуют морское дно, пробуя предметы щупальцами. Эти результаты демонстрируют, что периферически распределенная нервная система осьминога является ключевым участком обработки сигналов. И это неудивительно: у этих головоногих полмиллиарда нейронов (больше, чем, например, у кролика и вдвое больше, чем у лемура), при этом две трети из них – именно в «руках».

Текст: Анна Цой