Как увидеть работу генов мозга в реальном времени

Исследователи из двух подразделений Массачусетского госпиталя общей практики — Центра биомедицинской визуализации и Химической биомедицинской лаборатории — разработали методику наблюдения за эпигенетической регуляцией работы генов мозга в живом организме в реальном времени. Новый способ опубликован в журнале Science Translational Medicine.

Credit:Hsiao-Ying Wey et al, Science Translational Medicine

Для столь ювелирного метода изучения ацетилирования связанных с ДНК белков-гистонов сотрудники Химической биомедицинской лаборатории научились синтезировать вещество, получившее название мартиностат. Это молекула, меченая радиоактивным изотопом углерода C11, и связывается с ферментами деацетилазами гистонов (HDAC), основными «рабочими лошадками» ацетилирования.

Изотоп C11 распадается с испусканием позитрона (античастицы электрона) и при встрече с первым же атомом, аннигилирует, испуская гамма-кванты, которые регистрируются позитронным эмиссионным томографом (ПЭТ).  О том, как он работает, можно прочитать в нашей отдельной статье. Таким образом можно отслеживать активность HDAC в различных регионах мозга, а, значит, и следить за эпигенетическими процессами.

Сначала исследователи провели эксперименты на грызунах и приматах, а затем приступили к людям. Восемь добровольцев принимали мартиностат и немедленно ложились в томограф ПЭТ. Оказалось, что в сером веществе  экспрессия HDAC почти вдвое выше, чем в белом, а в самом сером веществе максимальный уровень наблюдался в путамене (скорлупе, части чечевицеобразного ядра) и мозжечке, которые отвечают за обучение и движение, а минимальный — в гиппокампе и миндалине, ответственные за память, принятие решений и эмоции.

Insights into neuroepigenetics through human histone deacetylase PET imaging

Hsiao-Ying Wey, Tonya M. Gilbert,Nicole R. Zürcher, Angela She, Anisha Bhanot, Jacob M. Hooker et al.

Science Translational Medicine