Никакого секса без «поцелуя»?

Исследовательская группа учёных из Германии и Бельгии задалась вопросом о том, как мозг контролирует сексуальное поведение. Результат – публикация в Nature Communications.

Credit: Stockvault

А все благодаря тому, что они обнаружили следующее: половое поведение управляется всего-навсего одной молекулой – гормоном с лиричным названием kisspeptin (да-да, «пептин поцелуя»).

Исследование проводилось на мышах. Хемосигналы самок (не будем говорить «феромоны», поскольку этот термин подразумевает врожденное поведение, вызванное запахами) активируют определённые (кисспептиновые) нейроны. А дальше начинается интересный каскад: рецептор этого гормона – Kiss1R – присутствует в гипофизе и гипоталамусе.

В результате активации этого рецептора железистые клетки гипофиза самца мыши начинают секретировать гонадотропные гормоны, которые контролируют сексуальное поведение и функционирование половых органов. Активация же гипоталамуса приводит к тому, что он запускает синтез оксида азота (высокоактивной молекулы вазодилататора). Под действием оксида азота снижается артериальное давление и расширяются сосуды пещеристых тел, в результате чего наблюдается эрекция. Кстати именно этот эффект лежит в основе действия препаратов, стимулирующих потенцию. Их действующее вещество усиливает синтез оксида азота.

Эта работа дала новое представление о том, как мозг декодирует сигналы из внешнего мира, а затем переводит эти экологические сигналы в поведенческие. У многих животных сексуальное поведение приурочено к овуляции для обеспечения максимально возможной вероятности оплодотворения, но до сих пор было непонятно, как эти процессы связаны.

Теперь стало ясно, что ключевой участник этих событий – кисспептин. Перед учёными открывается новый простор для исследований всех аспектов сексуального поведения и отклонений в нём. Да, существование феромонов (врожденного поведения, вызванного хемосигналами) у млекопитающих строго не доказано, но, возможно, здесь будут играть роль некие другие процессы, а какие – наука покажет.

Текст: Дарья Тюльганова