Нейрофизиология любви: когда женщина настроена на близость?

У большинства млекопитающих представительницы прекрасного пола невосприимчивы к ухаживаниям, когда они не фертильны. Такая тенденция есть и у людей: пик женского интереса к интимным отношениям приходится на период овуляции, когда возможна беременность. Природа всё предусмотрела: когда нет возможности оставить потомство, лучше посвятить себя добыванию пищи или защите территории. Статья в Nature Neuroscience рассказывает о том, какие процессы в нервной системе представительниц женского пола способствуют тому, чтобы появилось настроение для любви.

Фото: StockVault

Основное вещество, которое настраивает женщину на близость – стероидный женский гормон эстроген. Другие исследования уже показали, что для достижения своего эффекта эстроген воздействует на медиальную преоптическую область гипоталамуса. Но дальнейший путь, итог которого – стремление к близости, до сих пор оставался «в тени».

Авторы статьи исследовали этот путь у мышей. Они сфокусировали внимание на нейронах медиальной преоптической области, которые имеют проекции в вентральную тегментальную область, прозводят рецептор к эстрогену и пептид нейротензин (Nts+-нейроны). Используя метод двухфотонной микроскопии, который позволяет неинвазивно получать изображения нервной ткани живой мыши, учёные показали, что эти нейроны возбуждаются в ответ на запах самца, причём их активность регулируется уровнем эстрогена у самки.

При помощи оптогенетики авторы показали, что стимуляция проекций Nts+-нейронов медиальной преоптической области на вентральную тегментальную область приводит к повышенному выбросу в прилежащем ядре дофамина – фактора внутреннего подкрепления.

Таким образом, путь выглядит так: в ответ на эстроген повышается возбуждаемость Nts+-нейронов медиальной преоптической области, реагирующих на запах самца. Их возбуждение приводит к изменению активности нейронов вентральной тегментальной области, что вызывает активный выброс в прилежащем ядре дофамина, который подкрепляет половое поведение.

Теперь мы знаем, как именно уровень эстрогена модулирует желание представительниц прекрасного пола общаться с мужчинами. Но нервная система – сложная и непостижимая вещь, поэтому мужчинам не стоит, положившись на природу, откладывать в сторону гитару, свечи и цветы.

Текст: Галина Клинк

Hormonal gain control of a medial preoptic area social reward circuit by McHenry, J. A., Otis, J. M., Rossi, M. A., Robinson, J. E., Kosyk, O., Miller, N. W., … & Stuber, G. D. in Nature Neuroscience. Published online January, 2017.

Setting the mood for love by Dölen, G. in Nature Neuroscience. Published online February, 2017.

Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте и канале в Telegram.