Микроглия поможет при прионных заболеваниях

Прионные заболевания – болезнь Крейцфельда-Якоба, куру и другие страшные недуги (об их открытии мы писали в статье про нобелевского лауреата Стэнли Прузинера) – вызываются необычными инфекционными агентами. Не бактериями и даже не вирусами – простыми «неправильно» свернутыми белками. Новая работа, опубликованная в Journal of Virology, показывает, что важнейшую роль в сопротивлении организма этим «медленным болезням» играет микроглия.

Клетки микроглии замедляют развитие прионных болезней. Credit: NIAID

Эксперимент группы из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID), входящего в Национальные институты здоровья США (NIH), был достаточно прост. Авторы использовали препарат с кодовым названием PLX5622, который позволяет быстро уничтожить от 78 до 90 процентов микроглиальных клеток в мозге мыши. Животных заражали прионами так называемой скрепи овец, прионного заболевания, поражающего этот вид скота. Оказалось, что без микроглии развитие заболевания происходило намного быстрее – в среднем, обработанных PLX5622 мышек, заболевших скрепи, приходилось подвергать эвтаназии на 31-33 дня быстрее, чем тех, чей мозг  остался со всей своей микроглией. Отметим, что для мышей месяц – это очень много.

Судя по всему, именно микроглия замедляет развитие прионных заболеваний в мозге, «охотясь» и удаляя первичные скопления прионных белков, не давая распространяться болезни. И, значит, на эти клетки следует обратить особо пристальное внимание при разработке новых подходов к лечению этой группы смертельных недугов.

“Microglia Are Critical in Host Defense Against Prion Disease” by James A. Carroll, Brent Race, Katie Williams, James Striebel and Bruce Chesebro in Journal of Virology. Published May 16 2018.
doi:10.1128/JVI.00549-18