Молекула, восстанавливающая зрение

Исследователи идентифицировали небольшую молекулу, способную стимулировать регенерацию аксонов и восстанавливать зрение после повреждения зрительного нерва. Исследование опубликовано в PNAS.

Credit: public domain

Травматические повреждения нервной системы часто приводят к потере сенсорных, моторных и зрительных функций, что становится основной причиной инвалидности во всем мире. Это происходит из-за разрушения аксонов, играющих роль системы кабелей, по которым перемещается информация в виде нейронных импульсов. Если сеть обрубить в определенном месте, то части системы перестанут работать согласованно. Поэтому регенерация аксонов – важный момент в терапии после травмы нервной системы.

Регенерация аксонов происходит в клетке самостоятельно, но при травме собственных мощностей системы восстановления не хватает для исправления полученных повреждений. В этом отношении хороших успехов добилась генная терапия, которая способна модифицировать гены, связанные с регенерацией нейронов: усилить их активность или подавить. Однако ее повсеместное применение пока остается трудно реализуемым, так как эффективные методы доставки трансгенов (переносимых фрагментов ДНК) к целевым местам недостаточно проработаны. Поэтому существует острая необходимость выявить особые факторы, то есть специфические молекулы, которые способны активировать внутреннюю способность аксонов к росту. В таком случае доставка этой молекулы к месту повреждения могла бы служить в качестве уже готовой к применению терапии.

Исследователи из Китая в новой статье, опубликованной в журнале PNAS, продемонстрировали, что такой молекулой для восстановления зрительной функции может служить М1, которая управляет динамикой митохондрий в аксонах, ускоряет аксональный и митохондриальный транспорт и усиливает регенерацию аксонов в поврежденных периферических нервах. Почему важна именно молекула, модулирующая динамику митохондрий?

Регенерация аксонов – весьма энергозатратный процесс, который требует объемного синтеза и транспорта материалов для повторного роста аксонов. Митохондрии – это некие электростанции клетки: в них «перевариваются» питательные вещества, поступающие в клетку, после чего в них образуется энергия для жизненно важных процессов. Для успешной регенерации требуется активное перемещение митохондрий из тела нейрона к концу поврежденного аксона, где потребление энергии имеет решающее значения для регенерации.

Исследователи сравнивали и оценивали степень регенерации аксонов у мышей, которым вводили молекулу М1 непосредственно в стекловидное тело глаза, и мышей, которые не получали никакой терапии. Они заметили, что у мышей, которые получали М1, аксоны действительно вырастали (на 4 мм от места повреждения), в то время как у контрольной группы мышей такого не происходило. Кроме того, у подопытных мышей выживаемость ганглиозных клеток сетчатки (передают зрительные стимулы от глаза к мозгу) была значительно увеличена с 19% до 33% через 4 недели после повреждения зрительного нерва. В итоге регенерированные аксоны доставляли информацию в целевые области мозга и восстанавливали зрительные функции в течение четырех-шести недель после повреждения зрительного нерва.

Чтобы дополнительно выяснить, может ли терапия M1 восстановить зрение, исследовательская группа провела у мышей, получавших M1, тест на зрачковый световой рефлекс через шесть недель после травмы зрительного нерва. Они обнаружили, что у этих мышей восстанавливалась реакция сужения зрачка при освещении синим светом, и работала она так же хорошо, как работает у здоровых глаз.

Кроме того, исследовательская группа оценила реакцию мышей на надвигающийся раздражитель. У зрячих мышей в таком случае запускается врожденная защитная реакция, направленная на то, чтобы избежать хищника. Для этого мышей помещали в открытую камеру с укрытием в форме треугольной призмы и быстро расширяющимся черным кругом над головой в качестве надвигающегося стимула, и наблюдали за их поведением в виде замирания и побега. Половина мышей, получавших M1, реагировала на стимул, прячась в убежище. Это показывает, что M1 индуцирует сильную регенерацию аксонов, достаточную для реиннервации подкорковых зрительных областей мозга для полного восстановления их зрительной функции.

Авторы исследования также разрабатывают животную модель для лечения потери зрения посредством введения M1 при различных заболеваниях: глаукомы, ретинопатии, связанной с диабетом, дегенерации желтого пятна и травматической оптической невропатии. Потенциальное клиническое применение М1 в этих целях требует дальнейших исследований.

Текст: Анна Удоратина

A small molecule M1 promotes optic nerve regeneration to restore target-specific neural activity and visual function by Ngan Pan Bennett Au et al. PNAS. Published October 2022.

DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.2121273119