Мозг обрабатывает одновременно грамматический род и пол говорящего

14 сентября 2022

Международный коллектив ученых из России, Англии, Испании и Дании, включая исследователей Института когнитивных нейронаук ВШЭ, провел эксперимент и доказал, что человек может одновременно определить грамматический признак рода глагола и пол того, кто говорит. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports

Во время разговора, прослушивания радио, просмотра телевизора человек получает и обрабатывает языковую информацию. Она включает в себя лингвистические и экстралингвистические показатели. К первым относятся семантика, синтаксис, морфология и фонология, ко вторым — пол, возраст, статус, настроение говорящего. Сочетание этих показателей обеспечивает успех коммуникации.

Человеческий мозг уже на ранних стадиях обработки языковой информации неосознанно понимает, верна ли грамматическая конструкция. То есть мозг почти сразу понимает, что «он купил» — это грамматически корректная фраза, а «она купил» — нет. Экстралингвистические показатели, например пол говорящего, также обрабатываются на ранних стадиях речевого анализа. Однако до недавнего времени было неясно, что человек определяет раньше — род глагола или пол говорящего.

Для ответа на этот вопрос ученые провели эксперимент. В нем приняли участие 37 человек в возрасте от 19 до 32 лет, из них 17 мужчин и 20 женщин. Все они были носителями русского языка. Русский язык был выбран для эксперимента по следующим причинам. Во-первых, слова в нем изменяются по роду — выбранному для исследования признаку. Во-вторых, экстралингвистические показатели выражаются грамматически. В прошедшем времени глаголы могут иметь мужской, женский и средний род. Поэтому у авторов статьи была возможность одновременно исследовать временную динамику обработки лингвистической и экстралингвистической информации.

В ходе эксперимента участники смотрели фильм «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (реж. Ник Парк и Стив Бокс, 2005) в беззвучном режиме. Одновременно с этим в наушниках они слышали предложения вида «я купил — я купила», произнесенные двумя голосами — мужским и женским. Предложения были составлены с 10 глаголами и повторялись 20 раз псевдослучайным образом. Участников попросили не обращать внимания на слуховые раздражители, а сконцентрироваться на просмотре фильма. В течение всего эксперимента с помощью ЭЭГ регистрировалась электрическая активность мозга.

После просмотра фильма участники выполняли задание на распознавание слов. Оно должно было продемонстрировать, насколько они соблюдали инструкции и сосредотачивались на сюжете фильма. После просмотра испытуемые должны были прочитать 10 экспериментальных форм глаголов и 20 филлеров (экспериментальных глаголов в другой форме и глаголов, не использовавшихся в эксперименте) и сообщить, появлялись ли эти слова в эксперименте.

Запись электрической активности мозга (данные ЭЭГ) показала, что оба выбранных показателя — грамматический показатель рода и пол  говорящего — обрабатывались людьми одновременно, автоматически и на ранней стадии прослушивания предложений.

«В своем исследовании мы соединяем разные дисциплины: лингвистику, психологию, когнитивные и нейронауки. Выводы, сделанные в данной статье, не только помогут составить более полную картину языковой обработки, а также устройства языка в целом, но и упростят межличностную коммуникацию», — отмечает автор исследования, младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Мария Алексеева.

Текст: пресс-служба ВШЭ