Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 80. Создан надёжный тест болезни Альцгеймера по анализу крови

Японские исследователи обнаружили связь между соотношением фрагментов бета-амилоида в крови и стадией развития болезни Альцгеймера. Оказалось, что с помощью анализа плазмы возможно довольно точно определить степень развития нейродегенерации и выраженность симптомов. Описание работы и результаты эксперимента авторы опубликовали на страницах журнала Nature.

Credit:Tom Mallinson

Бета- амилоидом называется белок, при накоплении которого в нервных клетках возникают сгустки, мешающие нормальному функционированию нейрона. Описанный механизм лежит в основе развития болезни Альцгеймера – нейродегенеративной патологии, следствием которой является нарушение мыслительной способности и других когнитивных функций. Симптомы, однако, могут ещё не проявляться, тогда как в крови человека уже начнет накапливаться бета-амилоид. Именно этот факт авторы новой работы решили использовать для диагностики заболевания.

На сегодняшний день бороться с болезнью Альцгеймера возможно только снимая проявления симптомов. Поэтому разработаны методы исследования для профилактики заболевания у людей, которые расположены к такой патологии генетически, чтобы как можно раньше начать терапию и подальше отодвинуть тяжелые проявления. Самым точным и надежным методом обнаружения является позитронно-эмиссионная томография мозга (ПЭТ), а также выявление фрагментов бета-амилоида в пробе спинно-мозговой жидкости. Но оба анализа стоят очень дорого и не всегда доступны в некоторых регионах. Команда исследователей из Японии и Австралии решила исправить эту ситуацию и создала новый способ диагностики болезни Альцгеймера.

Исследователи проанализировали две группу пациентов с помощью своей разработки — теста, суть которого заключается в определении фрагментов бета-амилоида в плазме крови. В эксперименте участвовали больные с разной стадией заболевания и проявлением симптомов. Концентрацию белка учёные определяли иммунохимическими методами анализа, в частности иммунопреципитацией или осаждением фракций белка с помощью антител. Далее авторы количественно определили соотношение разных фрагментов бета-амилоида масс-спектрометрией MALDI-TOF и выяснили, что найденные значения коррелируют с концентрацией белка в мозге, то есть могут быть использованы в качестве маркеров в диагностике болезни.

Для оптимизации диагностического теста авторы исследовали результаты 121 пациента отделения исследования деменции Национального центра гериатрии и геронтологии в Японии, а также 252 человек — участников национального исследования биомаркеров старения в Австралии. В исследовании участвовали пациенты от 60 до 90 лет. Учёные выделили три группы в зависимости от степени выраженности проявлений болезни Альцгеймера – совсем без проявлений, с умеренными нарушениями и с выраженными симптомами.

В начале эксперимента у всех пациентов изучили изменения в мозге при помощи ПЭТ, а участники из Австралии, кроме этого, проходили процедуру взятия спинно-мозговой жидкости. После сравнения всех тестов оказалось, что концентрация фрагментов двух разных форм бета-амилоида в плазме достоверно совпадает с результатами биохимического анализа и показаниями ПЭТ. Это значит, что анализ плазмы является надежным показателем изменений в состоянии серого вещества участников.

По словам самих исследователей, для того чтобы метод стал успешно применяться в клинической практике, необходимо проделать ещё много технической работы. В первую очередь, нужно изучить показания анализа участников клинических испытаний лекарственных препаратов против болезни Альцгеймера. Эти данные дадут понять, изменяется ли концентрация биомаркеров в процессе терапии или нет.

Текст: Екатерина Заикина