Нейрофевраль 2023 года. Нейронауки в Science

Несмотря на категорическую нехватку времени и сил, портал «Нейроновости» возобновляет обзоры ведущих нейрожурналов. К оным мы относим Science, Nature (как ведущие научные журналы мира), Lancet + Lancet Neurology, Neuron, Nature Neuroscience и Nature Review Neuroscience, Brain, а также постараемся делать избранные подборки из журналов серии Frontiers. Если кто-то из коллег хочет делать обзоры более узких изданий – будем рады предоставить площадку для этих текстов. И начнем мы с февральских выпусков Science. Обзоры делает главный редактор портала Алексей Паевский. Поехали!

Выпуск от 3 февраля 2023 года  (Vol 379, Iss 6631)

В рубрике News at Glance сообщается, что согласно опросу, распространенность лонг-ковида среди американцев снижается. Самые последние результаты, проанализированные на прошлой неделе Фондом семьи Кайзер, показали, что в июне 2022 года 19% людей, сообщивших о перенесенном приступе COVID-19, заявили о лонг-ковиде. К январю это число сократилось до 11%.

Там же сообщается, что психоделическое соединение диметилтриптамин (DMT) показало многообещающие результаты в лечении большого депрессивного расстройства на ранней стадии испытаний (по данным производителя лекарства).

Собственно исследовательские статьи в выпуске тоже есть.  Одна из них посвящена вниманию. Дело в том, что нейрональные основы такого феномена, как  внимание все еще не до конца поняты. В новой статье представлены причинно-следственные доказательства того, что модуляция внимания отдельных нейронов и клеточных популяций осуществляется проекциями кортикальной обратной связи.

Еще одна статья – смежная, посвящена генетическим основам циркадных ритмов. Ритмические циркадные изменения экспрессии генов были хорошо задокументированы в модельных организмах, но данные о приматах и особенно о людях до сих пор очень ограничены. Авторы исследования разработали алгоритм, который позволил им назначить циркадную фазу каждому индивидууму из набора примерно из 900 доноров-людей. Такой подход позволил им обнаружить циркадные изменения экспрессии генов в образцах из 46 тканей.

Выпуск от 10 февраля 2023 года  (Vol 379, Iss 6632)

В Science есть свой обзор научных новостей, и в этот попала новость о том, что, кажется найдено средство против инфекции мозга, которая убивает более 90% зараженных. Речь идет об амёбе-мозгоеде (так и пишется, “brain-eating” amoebae) Balamuthia mandrillaris. И вот, в Emerging Infections Diseases выходит статья об успешном лечении баламутии нитроксолином. А в Science – популярное изложение новости.

Еще одна новость касается уже, кажется, вечной истории – проблеме терминологии и словоупотребления в исследованиях аутизма (болезнь, расстройство, отличие ли это все). Но почитать новое обсуждение стоит.

Есть в этом выпуске и исследовательское. Правда, всего одна, но интереснейшая статья о том, что, оказывается, похоже, ритм развития нейронов задает метаболизм митохондрий.

Выпуск от 17 февраля 2023 года  (Vol 379, Iss 6633)

В этом выпуске есть только одна исследовательская статья из области нейронаук. Например, ученые из Университета Калифорнии разобрались, почему серотонин не оказывает такого же действия на психику, как психоделики, которые действуют преимущественно на серотониновые рецепторы. Как оказалось, психоделики за счет своей гидрофобности могут проникать внутрь нейронов и взаимодействовать с рецепторами 5-HT2AR, локализованными на внутренних мембранах нейронов и недосягаемыми для серотонина. Впрочем, об этой работе мы на портале уже написали.

Выпуск от 24 февраля 2023 года  (Vol 379, Iss 6634)

Этот выпуск – специальный, в котором много, очень много статей по исследованию грунта, доставленного японской автоматической межпланетной станцией Huyabusa2 с поверхности астероида Рюгу. Поэтому материалов по другим наукам – немного. Но все же, нашлось место и нейротематике: в номере есть материал, посвященный портативным МРТ, которые должны революционизировать сферу практической нейровизуализации.

Подготовил Алексей Паевский