Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 223: открыт механизм нейролистериоза

Одно из опаснейших бактериальных заболеваний – листериоз. Эта болезнь вызывается бактериями Listeria monocytogenes, которые обычно попадают в организм с зараженной пищей. Эта болезнь может протекать в двух формах – септической, когда заражается кровь и в нейроформе, когда бактерия попадает в центральную нервную систему. Во втором случае в 98-100 случаях прогноз по болезни прост: «безнадежно». В первом случает листериоз поддается терапии антибиотками. Однако до недавнего времени оставалось неизвестным, как именно бактерия попадает в нервную систему и через какие «ворота» происходит заражение. Ответ на эти вопросы дает новая статья, опубликованная в Nature.

Сосуд в нервной ткани зараженной мыши. Инфицированный листериями моноцит прикрепился к клетке эндотелия. Красным обозначены листерии, синим — ядра клеток, белым — актин, зеленым — макрофаги. © Biology of Infection Unit — Institut Pasteur

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследователям пришлось взять гуманизированных мышей (более близких к нам генетически) и заражать их через еду очень «злыми» (гипервирулентными, как принято называть в науке) штаммами листерий CC1, CC4 и CC6, которые были взяты у больных.

Листерия

Исследования показали, что в нервную систему бактерии попадают, инфицируя воспалительные моноциты (крупные лимфоциты-макрофаги).

Следующим этапом работы стало определение белков, при помощи которых бактерии проникают в нервную систему. Достаточно давно известно, что листерии преодолевают кишечный и плацентарный барьеры с помощью поверхностных белков InlA и InlB. Исследователи создали листерий-мутантов, в которых не было либо одного белка, либо сразу обоих. Оказалось, что в нервную систему бактериям помогает проникать белок InlB. При этом он же мешает Т-клеткам убивать «лошадки» листерий – моноциты, при помощи которых бактерии транспортируются к ЦНС.

Maudet C., et al. Bacterial inhibition of Fas-mediated killing promotes neuroinvasion and persistence. Nature, 2022, DOI: 10.1038/s41586-022-04505-7