Женщины, творящие нейронауку

8 марта 2019

Международный женский день – это не только хороший повод поздравить всех представительниц прекрасного пола и пожелать им вдохновения, счастья и энергии на осуществление своих целей, но и отличный повод рассказать о тех некоторых великих дамах, которые сделали и до сих пор совершают настоящие прорывы в нейронауках. Их не очень много, гораздо меньше, чем мужчин (хотя мы рассказываем и не о всех), но именно их исследования придали нейробиологии, неврологии, нейровизуализации тот современный вид, который есть сейчас.

Лина Соломоновна Штерн

Она известна как первая женщина-академик АН СССР и создатель теории о гематоэнцефалическом барьере, защищающем наш мозг от поступления различных веществ, которые могут ему навредить, из крови.

Лине Штерн пришлось преодолеть нелегкие препятствия, прежде чем она достигла признания. В Швейцарии, где она получала образование и начала работать, она создала уникальную методику по введению веществ прямо в четвертый желудочек мозга крыс, чтобы при этом они оставались живыми, и можно было наблюдать за диффузией этого вещества. В 1921 году впервые прозвучал термин «гемато-энцефалический барьер», но зависть ее напарника, его козни и клевета в прессе в итоге вынудили женщину вернуться в СССР.

Во времена Великой Отечественной войны инъекциями препаратов в спинномозговой канал она лечила столбняк и разрабатывала методы терапии туберкулезного менингита, но не избежала предательства и подверглась репрессиям. Тем не менее после ссылки в Казахстан она продолжала работу и сделала еще немало нужных науке открытий.

Подробнее о ней читайте в нашем материале.

Рита Леви-Монтальчини

Легендарная итальянка и долгожительница, прожившая больше ста лет, несравненный ученый и первооткрыватель фактора роста клеток (тех самых веществ, которые «назначают» стволовым клеткам программу быть нейронами, миоцитами и другими клеточными типами), Нобелевский лауреат по физиологии или медицине 1986 года (совместно со Стэнли Коэном) «в знак признания открытий, имеющих важнейшее значение для раскрытия механизмов регуляции роста клеток и органов» и пожизненный сенатор Италии. А еще, по мнению интернет-пользователей, автор фразы «Для улучшения пищеварения я пью пиво, при отсутствии аппетита я пью белое вино, при низком давлении — красное, при повышенном — коньяк, при ангине — водку. — А воду? — Ну такой болезни у меня еще не было…»

На самом деле, конечно, она такого не говорила, но ее величие при этом не уменьшается. Если бы не ее исследования, сейчас бы не существовало технологии индуцированных плюрипотнентных клеток, из которых можно делать любые нейроны (и не только) и пересаживать в те места, где они по разным причинам погибли. Ей, как и Лине Штерн, пришлось продираться сквозь запреты и пренебрежение, но сильный характер и необычайная прозорливость позволили ей найти в экстракте опухоли фактор роста нервной ткани (NGF) и проследить за его влиянием на клетки, а затем открыть и другие подобные вещества.

Подробнее об этой исследовательнице вы можете прочитать в нашем большом материале. А еще ее образ запечатлен в многочисленных художественных произведениях, одна из которых даже попала в финал престижной премии Wellcome Image Awards 2017.

Линда Бак

Ее можно назвать «повелительницей» запахов, поскольку именно ее заслуга в том, что мы теперь знаем о строении своего обонятельного аппарата гораздо больше. Она – лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 2004 года (совместно с Ричардом Акселем) за исследования «обонятельных рецепторов и организации системы органов обоняния».

Во-первых, она доказала, что каждая клетка (а их около 2 миллионов), находящаяся в обонятельном эпителии в верхней стенке верхнего носового хода, имеет на своей мембране только один тип обонятельных рецепторов, связывающихся с пахучими веществами, похожими друг на друга (так называемая групповая специфичность). Кроме того, она провела генетический анализ этих рецепторов и выяснила, что за обоняние в нашем геноме отвечает целая тысяча генов. То есть около 5 процентов нашего генома работает над распознаванием ароматов.

Мей-Бритт Мозер

Она – одна из тех современных женщин, которые сделали феноменальное открытие, получили Нобелевскую премию, но останавливаться не собираются и каждый год удивляют все новыми данными о том, как работает мозг. Нобелевский лауреат по физиологии или медицине 2014 года (совместно с супругом Эдвардом Мозером и Джоном О’Кифом) за «открытие клеток, из которых строится система ориентации в мозге» и директор-основатель Центра биологии памяти Норвежского университета естественных и технических наук, а также Иститута системной неврологии Кавли в Норвегии.

Вместе с супругом они открыли так называемые «клетки решетки» или grid-cells, с помощью которых в мозге животных и в том числе человека строится карта пространства, помогающая ему ориентироваться. Они стали системой координат для открытых Джоном О’Кифом «клеток места», которые привязывают конкретные детали к той или иной части пространства.

Но ученые идут дальше и принялись изучать другие высшие функции мозга. В прошлом году вышла статья под их же руководством, которая объясняет то, как мозг формирует понятие времени.

Карла Шатц

Ее можно назвать родоначальницей биологии развития мозга, потому что она была одной из первых, кто принялся изучать механизмы спонтанной активности мозга плода и доказал, насколько они важны для формирования точных и упорядоченных нервных связей в центральной нервной системе. Плюс к этому она стала первой женщиной, которая получила степень PhD в Гарвардском университете.

Помимо этого, она плотно занималась сетчаткой, работая в лаборатории нобелевских лауреатов Дэвида Хьюбела и Торстена Визела, и обнаружила, что волны спонтанной активности в ней могут изменить экспрессию генов и силу синаптических связей. Ей же принадлежит высказывание «клетки, которые возбуждаются вместе, объединены», которое сейчас, однако, опровергнуто.

Она – лауреат престижной премии Кавли 2016 года «за открытие механизмов, которые позволяют полученному опыту и нейрональной активности ремоделировать мозговые функции».

Энн Грейбил

Пионер в области исследования так называемых базальных ганглиев – скоплений серого вещества в виде ядер в глубине полушарий большого мозга, которые имеют огромное влияние на многие физиологические функции и ответственны за формирование патологических явлений. Например, здесь происходит формирование пристрастий и привычек, а при нарушении (или гибели нейронов) развиваются болезни Паркинсона и Хантингтона, обсессивно-компульсивное расстройство, токсикомания и другие заболевания.

В 2012 году она стала лауреатом премии Кавли за работы, касающиеся «выявления основных нейронных механизмов, лежащих в основе восприятия и решения».

Мариан Даймонд

Ей можно быть благодарными за «новое дыхание» в изучении глиальных клеток и теорию нейропластичности. Она исследовала мозг Альберта Эйнштейна и провела ряд экспериментов на животных, результаты которых доказали изменения структуры мозга в процессе приобретения опыта. И в этом процессе, по заключению исследовательницы, ключевую роль играла именно глия, которой в мозге Эйнштейна оказалось больше, чем у среднестатистического человека.

Она стала первым в научном сообществе ученым, предоставившим доказательства нейропластичности мозга. И ее открытие опровергло идею о том, что человеческий мозг – исключительно продукт работы генов и не изменяется в процессе жизни.

Анна Осборн

Это имя знают и уважают все неврологи и специалисты лучевой диагностики, особенно те, которые занимаются мозгом. Ей в соавторстве еще с несколькими врачами принадлежит монументальный труд «Лучевая диагностика: головной мозг», в котором представлен первоклассный информационный концентрат о болезнях мозга и их диагностике, собранный за многолетнюю историю развития лучевой диагностики с момента появления первых томографов.

Кроме того, она первая женщина-президентАмериканского общества нейрорадиологов. Сейчас она до сих пор ведущий нейрорентгенолог современности, а на ее эмоциональных и насыщенных лекциях собираются огромные залы. На одной из такой на прошедшем недавно Конгрессе Европейского общества радиологов (ECR 2019) посчастливилось побывать и мне, заместителю главного редактора нашего портала.

Текст: Анна Хоружая

Нейроперсоналии: Джон Чейн. Чейнстоксово дыхание, инсульт и гидроцефалия

О том, что существует некое «дыхание Чейна-Стокса», в нашей стране массово узнали 2 марта 1953 года из бюллетеня о состоянии здоровья Сталина. С тех пор…

Нейроперсоналии: Рита Леви-Монтальчини, взрастившая нейроны

Героиня этого рассказа прожила очень долгую жизнь. Самую долгую среди всех нобелевских лауреатов. Женщина, ставшая ученым вопреки запрету Муссолини и запрету отца. Пожизненный сенатор Италии….

Нейроперсоналии: Ричард Катон

Сегодня в истории  нейронаук был особенный день. Мы отмечали 176 лет со дня рождения человека, который сделал возможными практически все современные нейротехнологии. Ричард Катон первым…

Нейроперсоналии: Фриц Леви, первооткрыватель телец Леви

Позавчера исполнилось 133 года со дня рождения практически неизвестного у нас нейроученого, фамилию которого знают все неврологи. Это человек, который открыл тельца Леви, скопления альфа-синуклеина…

День в истории: Константин фон Монаков. Вологодский швейцарец и тайная комната

4 ноября в истории нейронаук и неврологии оказался достаточно важным днем, и мы сейчас расскажем, почему. Каждый, кто учился неврологии, знает, что в ее истории…

День в истории: Огюст Форель: алкоголь, муравьи и нейроны

Вчера мы отмечали 170 лет со дня рождения человека, сыгравшего очень важную роль не только в современных neurosciences, но и в здравоохранении, борьбе с пьянством…

История нейронаук в биографиях. Выпуск 2. Лина Штерн: барьер между кровью и мозгом

Наша иммунная система не знает о присутствии в нашем организме мозга благодаря ему – В июне в России стартовало Десятилетие наук и технологий. Не остался…

День в истории: первооткрыватель олигодендроцитов и гомункулуса

На сегодняшнем дудле все любители нейронаук могли увидеть картинку с мозгом и портретом лысого человека. Сегодня исполнилось со дня рождения Уайлдера Грейвса Пенфилда, которого чаще…

День в истории: рассекая белое вещество или постыдная Нобелевская премия

Все, кто смотрел или читал «Пролетая над гнездом кукушки» помнят о страшной судьбе Патрика Макмерфи. Та операция, которая сгубила его, действительно массово применялась в сумасшедших…

Карой Шаффер: жизнь с микроскопом

Вчера в истории нейронаук был важный день: 154 года со дня рождения малоизвестного сейчас человека, который, тем не менее, оставил важнейший след и в анатомии,…

Томас Уиллис, отец неврологии

Сегодня — день невролога и мы представляем вам сравнительно забытую фигуру в истории медицины. На самом деле, имя этого человека на слуху у всех, кто…