Нейростарости. Наночастицы из вируса бешенства помогут при черепно-мозговой травме

Одна из самых распространённых причин смерти в мире — это черепно-мозговая травма. В США, например, такую травму получает два с половиной миллиона человек в год. Такая травма очень опасна не только в «острый» период, но и позже, поскольку сама травма запускает воспалительный каскад, который может быть очень опасен. Сангита Бхатья (Sangeeta N. Bhatia) и её коллеги из Института медицинской техники и науки Массачусетского технологического института предложили новый метод остановки этого каскада и опубликовали его в ACS Nano.

Схема работы наночастиц. Сredit: Ester J. Kwon

Собственно говоря, сам по себе метод остановки этого каскада не нов — уже некоторое время рассматривается применение коротких РНК-цепочек для прекращения этой «цепной реакции». Но вот беда: на страже проникновения этих цепочек напрямую в нейроны стоит гемато-энцефалический  ГЭБ барьер, преодоление которого давно стало головной болью для всех, кто пытается заниматься нейрофармакологией.

Команда Бхатьи решила использовать для преодоление  ГЭБ наночастицы, селективные к нейронам и созданные на основе капсида (белка) вируса бешенства. Оказалось, что созданные исследователями наночастицы, вводимые мышам внутривенно в течение суток после нанесённой черепно-мозговой травмы (не спрашивайте, как именно животных травмировали), покидали кровоток через ГЭБ и накапливались в повреждённом участке мозга. Анализ также показал, что уровень каскадного белка, который необходимо было снизить, в поврежденной ткани головного мозга  грызунов стал меньше приблизительно на 80 процентов.

Neuron-Targeted Nanoparticle for siRNA Delivery to Traumatic Brain Injuries