Витамин В3 может помочь в лечении глиобластомы

Клетки глиобластомы оказывают супрессивное действие на моноциты и макрофаги центральной нервной системы (ЦНС), в результате чего они становятся неэффективными в борьбе с опухолевым ростом. Ученые из университета Калгари в Канаде предложили использовать витамин B3 для активации иммунных клеток и лечения глиобластомы. Исследование опубликовано в Science Translational Medicine.

Глиобластома – злокачественная опухоль мозга, развивающаяся из глиальных клеток (астроцитов), которая встречается среди всех опухолей ЦНС чаще и наиболее агрессивна по отношению к мозгу. Есть несколько причин этого, и одна из них широко обсуждалась в прошлом году – оказалось, что раковые клетки фактически «взламывают» нейроны при помощи формирования с ними соединений, напоминающих синапсы.

Еще одна особенность глиобластомы – подавление активности клеток иммунной системы, в связи с чем они неэффективно борются с опухолью и даже наоборот – помогают ей прогрессировать. Долгое время продолжался поиск препарата, который может перепрограммировать моноциты и сделать их активными в борьбе с образованием опухоли. Канадские ученые обнаружили такой эффект у витамина B3.

Витамин B3 (он же витамин PP, ниацин и никотиновая кислота) участвует во многих окислительно-восстановительных реакциях, синтезе ферментов, углеводном и липидном обмене. Как лекарственное средство его применяют при пеллагре (клиническая форма гиповитаминоза витамина B3), заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гепатобилиарной (печеночно-желчной) области, при гипертиреозе (гиперфункции щитовидной железы), атеросклерозе и множестве других патологий.

Оказалось, что он может быть полезен и для лечения глиобластомы. Моноциты, подвергшиеся воздействию ниацина, начинают выделять антипролиферативный интерферон-альфа14, тем самым ослаблялся рост опухолевых клеток и уменьшая размер опухоли.

В ходе исследования использовалась культура клеток глиобластомы, полученная в ходе операции на пациентах, в которую добавлялись обычные моноциты и моноциты, активированные никотиновой кислотой. Рост опухолевых клеток во втором случае оказался заметно ниже. Затем искусственным образом вызывали глиобластому у иммунодефицитных мышей. Лечение ниацином также показало хорошие результаты, но в сочетании со стандартной химиотерапией (препаратом темозоломидом) имело наилучший прогноз.

Теперь ученые собираются как можно скорее приступить к лечению пациентов с глиобластомой с помощью ниацина. Они также надеются, что этот препарат будет эффективен и при других опухолевых заболеваниях.

Текст: Мария Гоглова