Как эмбриональные стволовые клетки создают спинной мозг, мышцы и кости?

Исследование учёных из Института Фрэнсиса Крика, Центра молекулярной медицины Макс-Дельбрюка в Берлине и Эдинбургского университета проливает свет на клетки, которые формируют спинной мозг, мышцы и костную ткань у эмбрионов млекопитающих. Исследование  опубликовано  в журнале Developmental Cell.

12

Нейроны (красные) и мышечные клетки (зеленые), полученные из NMP в лаборатории. Изображение: Джеймс Бриско, Институт Фрэнсиса Крика.

Эта работа может помочь в создании этих тканей из стволовых клеток в лабораторных условиях и привести к новым способам изучения дегенеративных состояний, таких как болезнь моторных нейронов и мышечная дистрофия.

Спинной мозг, мышцы и скелет эмбрионов образуются из группы клеток, называемых NMP (нейромезодермальные предшественники). Несмотря на то, что эти клетки участвуют в образовании многих тканей в организме, они немногочисленны и существуют у эмбрионов совсем недолго. Из-за такого малого количества и недоступности изучение NMP было сложным.

Но теперь, с помощью новейших молекулярных методов, группа учёных впервые расшифровала последовательную активность генов в NMP. Они использовали передовую технику, названную одноклеточным транскрипционным профилированием, которая анализирует отдельные клетки, чтобы дать детальное представление активности гена в каждой клетке.

Методика позволила команде определить молекулярный ключ нейромезодермальных предшественников и показать, что NMP, полученные в лаборатории из стволовых клеток в чашках Петри, очень напоминают NMP эмбрионов.

Это позволило команде использовать лабораторные NMP, чтобы больше узнать об этих клетках и о том, как они образуют спинной мозг, мышцы и костную ткань. С помощью управления клетками в чашках Петри и тестирования функции конкретных генов, исследователи перестроили регуляторный механизм и сформулировали математическую модель, которая объясняет, как NMP продуцируют соответствующие количества спинного мозга и костно-мышечных клеток.

«Для того, чтобы эмбрион плавно развивался, NMP должны создавать правильные типы клеток в нужных количествах в нужное время. Поэтому знание того, как клетки, такие как NMP, «принимают решения», является главным для понимания развития эмбриона. Одиночные методы профилирования клеток, в том числе те, которые мы использовали в этом исследовании, дают нам беспрецедентное понимание этой проблемы и предлагают новое и интересное представление о том, как эмбрионы производят различные ткани, формирующие взрослый организм», – говорит доктор Джеймс Бриско, возглавлявший исследование Института Фрэнсиса Крика.

Первый автор исследования доктор Мина Гути из Центра молекулярной медицины Макс-Дельбрюк в Берлине объясняет:

«Совершенствование нашего понимания NMP не только отвечает на важный эволюционный вопрос биологии, но также имеет большие перспективы для регенеративной медицины. Это делает нас на шаг ближе к возможности использования тканей у пациентов с заболеваниями, которые поражают мышцы и двигательные нейроны, чтобы изучить причины и прогрессирование этих заболеваний. Способность вырастить клетки в лаборатории, которые точно напоминают те, что найдены в теле, имеет для этого решающее значение».

Текст: Инна Егорова