Ностальгия может уменьшить восприятие боли

11 марта 2022

Исследователям из Института психологии Китайской академии наук удалось доказать, что просмотр ностальгических изображений, предметов и сцен способен уменьшить восприятие физической боли. Свои результаты ученые опубликовали  в Journal of Neurosciences.

Credit: Zhang et al., JNeurosci 2021

Исследование ученых из Китая, в котором приняли участие взрослые люди обоих полов, было направлено на изучение нейронных механизмов, лежащих в основе вызванного ностальгией обезболивающего действия тепловых стимулов различной интенсивности.

В ходе эксперимента взрослым показывали ностальгические изображения предметов из детства: популярные конфеты, мультфильмы, школьные игры и картинки, изображающие соответствующие сцены в современной жизни. Затем участников просили дать оценку уровню ностальгии и боли, возникавшей от внешних тепловых стимулов, которые применяли исследователи. Для измерения мозговой активности они использовали функциональную магнито-резонансную томографию (фМРТ).

Ученые обнаружили, что ностальгические эмоции значительно снижали восприятие боли у участников, особенно при ее низкой интенсивности. Анализ фМРТ показал, что анальгезия была связана со снижением мозговой активности в следующих областях мозга: левой язычной и парагиппокампальной извилинах.

Также ученые выявили, что функционально таламус – отдел мозга, через который проходят нервные пути чувствительности – связан как с ностальгическими сигналами, так и с восприятием боли.

Таким образом, это исследование открывает новые перспективы в безлекарственной психологической анальгезии.

Текст: Денис Бурляй