Новые данные о нейрохимии глаз королевского краба позволят ученым регулировать их популяцию

21 октября 2022

Биологи исследовали самцов красного королевского краба и получили новые данные о нейрохимической организации их глазных стеблей. Они определили, что нервные пучки генерируют сложную комбинацию гормонов и средств связи между нервными клетками, чем опосредовано сложное поведение и, даже каннибализм крабов. Полученные результаты важны для развития аквакультуры ценных промысловых ракообразных, поскольку позволят ученым регулировать их популяцию в естественной среде. Работа выполнена сотрудниками Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН при поддержке Российского научного фонда. Исследования проводились на площадках Дальневосточного центра электронной микроскопии и оптической исследовательской группы ИБР РАН и Инструментального центра биотехнологии и генной инженерии ФНЦЭАТБ ДВО РАН. Результаты опубликованы во Frontiers in Neuroanatomy.

Глазные стебли камчатского краба.

Красный королевский краб (Paralithodes camtschaticus Tilesius) обитает в Беринговом, Японском и Охотском морях, а также в северной части Тихого океана от полуострова Камчатка до Аляски. Он имеет не только высокую промысловую ценность, но и является уникальным объектом для нейробиологических исследований, поскольку сложное пищевое поведение краба, процессы линьки, каннибализма, скорость роста и другие физиологические процессы зависят напрямую от уровня синтеза специфических гормонов и нейромедиаторов.

«При изучении самцов камчатского краба, обитающих в северо-западной части Тихого океана, в нейроэндокринном центре глазных стеблей впервые обнаружены такие нейротрансмиттеры, как дофамин, серотонин и ацетилхолин. Эти вещества могут действовать как локальные модуляторы и участвовать в регуляции секреции нейрогормонов в глазных стеблях ракообразных. Кроме того, они участвуют в синтезе и высвобождении пептидных гормонов», — сообщили исследователи.

По мнению биологов, хоть нервных скоплений обнаружено очень немного, но имеющиеся нервные пучки генерируют сложную комбинацию гормонов и средств связи между нервными клетками. Именно этим опосредовано сложное поведение и, даже каннибализм крабов.

Дальнейшие исследования и понимание специфических деталей строения и нейрофизиологии королевского краба сможет снизить количество проблем при регуляции популяции краба в естественной среде.

Текст: Минобрнауки

Kotsyuba E, Dyachuk V. Immunocytochemical Localization of Enzymes Involved in Dopamine, Serotonin, and Acetylcholine Synthesis in the Optic Neuropils and Neuroendocrine System of Eyestalks of Paralithodes camtschaticus. Front Neuroanat. 2022 Apr 8;16:844654. doi: 10.3389/fnana.2022.844654.