Объединение омиксных технологий дало возможную «молекулярную карту» шизофрении

17 мая 2023

Российские исследователи из нескольких научных центров предложили объединить разнообразные «омиксные» технологии для того, чтобы составить карту молекулярных механизмов развития шизофрении на различных уровнях — геномном, протеомном и метаболическом. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports. О нем также пишет замечательный портал научной самоорганизации Colab.ws.

Источник: Kopylov et al. / Sci. Rep., 2023

Шизофрения — психическое заболевание, которое сопровождается разнообразными нарушениями мышления, из-за чего его легко перепутать с другими состояниями, особенно у больных с алкоголизмом и наркоманией. Сложность диагностики заключается и в том, что развитие шизофрении обусловлено комплексным взаимодействием внутренних (генетики, физиологических нарушений) и внешних (окружение, вредные привычки) факторов. Нет и четкого механизма развития, а значит и биологических маркеров, по которым можно было бы однозначно определить болезнь.

Вместе с тем исследования продолжаются, и уже несколько десятков групп, изучавших протеом (набор белков) больных, показали схожие результаты, а именно изменение в уровнях белков, связанных с метаболизмом липидов, системой комплемента (защищает от потенциальных патогенов), окислительным стрессом. Однако уровни тех же веществ изменяются и при других расстройствах, как правило, нейродегенеративных. В результате найденные белки не могут быть достаточно специфичными маркерами.

Сотрудники НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича, Психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева и Центра медицинской генетики «Генотек» предложили дополнить данные количественной протеомики данными метаболомики и геномики. Метаболомика отражает набор низкомолекулярных продуктов обмена веществ, что позволяет понять, какие превращения нарушены и как они могут влиять на другие процессы. Геномика изучает геномы, то есть весь наследственный материал; в данной работе авторы применили информацию, полученную при полногеномном поиске ассоциаций — возможных генетических причин проявлений патологии, — однако ее вклад в результаты оказался не столь существенным, хотя и подтвердил ряд заключений.

Анализ данных позволил авторам составить предполагаемую карту молекулярных механизмов, обусловливающих развитие шизофрении на геномном, протеомном и метаболомном уровнях. Так удалось показать перестройки протеома, которые сопровождаются выраженным нарушением стероидогенеза и гипотиреозом, которые тесно связаны с цАМФ-опосредованной передачей сигналов и метаболизмом тирозина. Гормональные изменения влияют и на передачу сигналов в нервной системе, что отражается в когнитивных нарушениях. Исследователи предполагают, что большую роль в болезни также играют патологические изменения не обмена липидов, как считалось ранее, а их транспорта, что сближает шизофрению с нейродегенеративными заболеваниями. Еще подтвердилось важное влияние окислительного стресса.

Хотя в исследовании было достаточно мало испытуемых, а метаболомные данные могут быть не очень точны из-за принимаемых больными препаратами (их исключали из анализа), ученые предполагают, что результаты подтвердятся и на большем количестве пациентов. Дальнейшие работы, в том числе с применением нейронных сетей для обработки данных, помогут найти специфические маркеры для шизофрении и наконец определить ее молекулярные механизмы.

Текст: colab.ws