Однократное употребление псилоцибина улучшает работу генов нейропластичности

17 августа 2021

Научные публикации на тему свойств психоделиков выходят чуть ли не ежедневно. Не зря наше время называют ренессансом психоделической терапии. С 50-ых годов XX века, когда психоделики получили широкую огласку в мире, их изучение основывалось в большей степени на эмпирических опытах. В 70-ых все исследования были свернуты, так как ЛСД и остальные представители этой группы попали в список наркотических веществ класса «А». Через 30 лет эти вещества вновь появились в лабораториях и кабинетах психотерапевтов, в то время как в арсенале ученых добавились совершенно новые научные инструменты. Нейровизуализация и генетика шаг за шагом приближают нас к пониманию тайн этих молекул. Одно из таких исследований опубликовано в журнале Journal of Psychopharmacology и посвящено работе генов головного мозга после однократно употребления псилоцибинов.

За последние 20 лет ученые немало продвинулись в раскрытии фармакологических эффектов психоактивных веществ, выделенных из грибов и растений. Основной эффект связан с быстрым воздействием на одну из подгрупп серотониновых 5HT-рецепторов. Этим воздействием обусловлены галлюцинации во время приема больших доз энтеогенов (растительных психоактивных субстанций), а также эффект «унификации» мозга. Это значит, что изолированные друг от друга во взрослом возрасте нейрональные сети под действием психоделиков «забывают» о своих границах и начинают работать с «чистого листа», что приводит, например, к обратимым синтезиям.

Но как быть с долгосрочными эффектами нейропластичности после приема веществ этой группы? На этот вопрос отчасти найден ответ. С 90-ых годов известно, что псилоцибин и ЛСД влияют на работу так называемых генов раннего ответа (IEGs) в префронтальной и соматосенсорной коре, гиппокампе, среднем мозге грызунов.

Гены раннего ответа в нервной ткани – это гены, которые легко «включаются в работу» в ответ на внешние или внутренние стимулы и усиливают синаптическую передачу между нейронами на длительное время. Иными словами, от их активности зависит то, как быстро мозг адаптируется к новым условиям среды.

Исследование под руководством датского ученого Оскара Джефсена (Jefsen OH), опубликованное в Journal of Psychopharmacology в 2020 году, также продолжает развивать эту тему.  Оно демонстрирует не только влияние псилоцибина на нейропластичность других областей головного мозга, но и степень ее устойчивости.

Эксперимент заключался в следующем. В группу испытуемых мышей вошли 70 особей, которым однократно ввели псилоцибин в различных дозировках, а 10 мышам ввели физиологический раствор для создания группы контроля. Через 90 минут, используя генетические методы, ученые прицельно исследовали не только активность 54 генов головного мозга, которые уже были ранее изучены в предыдущих психоделических исследованиях, но и белковый синтез (трансляция белков) на фоне их работы, что характеризует долгосрочность генетических эффектов.

Результаты этой работы показали, что псилоцибин дозозависимо активирует работу генов, связанных с синаптической пластичностью, даже после однократного кратковременного введения. Причем нейрональная активность, запущенная псилоцибином, более выражена в префронтальной коре (где больше 5HT2 рецепторов) по сравнению с гиппокампом (где больше 5НТ1-рецепторов) и более устойчива во времени, чем предполагалось ранее.

Несмотря на ряд ограничений исследования разница в восприимчивости людей и грызунов к психоделикам, сложность фиксации быстрообратимых изменений в работе генов), авторы утверждают, что краткосрочные и долгосрочные события на молекулярном уровне, вызванные псилоцибином, в будущем могут дать лучшее понимание положительного действия психоделиков на мозг.

Тем не менее, наш портал хочет предупредить о том, что научные работы, которые изучают влияние психоактивных веществ на мозг не делают подобные вещества безвредными и разрешенными к неконтролируемому производству, хранению и употреблению.

Текст: Марина Калинкина

Transcriptional regulation in the rat prefrontal cortex and hippocampus after a single administration of psilocybin by Oskar Hougaard Jefsen et al in Journal of Psychopharmacology. Published January 2021.