Обнаружен новый «вкусный» белок

Нейробиология вкуса шоколадных тортов, кофе или сочных бифштексов пополнилась новыми деталями. Открытый ранее белок TRPM5 выступал в качестве своеобразного «дегустатора» этих продуктов, и если его удаляли, пропадала и способность распознавать сладкое, горькое и умами (вкус белковых продуктов). Однако работа, опубликованная в PNAS, доказывает, что аналогичную роль в системе вкуса выполняет и ещё один белок – TRPM4.

Credit: public domain

В экспериментах учёных из Университета Буффало мыши с TRPM4 активно и с удовольствием пили сахарную воду. Они также избегали пробовать хинин. Животным же, лишённым этого белка на вкусовых рецепторах, было гораздо труднее различать сладкое, горькое и умами.

Догма, гласящая, что распознавание горьких, сладких вкусов и умами зависит от наличия во вкусовых рецепторах только белка TRPM5, оказалась неверной. И это исследование помогает понять, как на самом деле работает система вкусовой идентификации.

Как и TRPM5, TRPM4 представляет собой ионный канал. Находящиеся на мембране вкусовых клеток каналы TRPM5 и TRPM4 открываются, когда продукты с разным вкусом попадают на язык. Это вызывает цепную реакцию, в которой клетки продуцируют электрический сигнал, идущий в мозг и сообщающий, из какого «отдела» языка и какой интенсивности пришёл стимул.

Вкусовые клетки с ионными каналами TRPM4 в слизистой языка мыши, выделены красным цветом. Сredit: Debarghya Dutta Banik.

Нынешняя работа показала, что мыши обладали максимальной чувствительностью к сладким, горьким и умами-стимулам, когда у животных присутствовал как TRPM5, так и TRPM4. Удаление любого из этих белков вызывало снижение чувствительности, а удаление обоих оставляло мышей вообще без способности различать мир вкусов.

Стоит сказать, что TRPM5 и TRPM4 есть и на вкусовых рецепторах человеческого языка, также доказано, что TRPM5 играет роль в том, как люди ощущают вкус.

Знание о том, как устроена вкусовая сенсорная система, возможно, позволит в будущем помогать пациентам с расстройствами питания.

TRPM4 and TRPM5 are both required for normal signaling in taste receptor cells by Debarghya Dutta Banik, Laura E. Martin, Marc Freichel, Ann-Marie Torregrossa, and Kathryn F. Medler in PNAS. Published online December 2017