Как мозг строит панорамы

16 сентября 2016

Попробуйте вспомнить дом, в котором вы провели детство. Когда вы это сделаете, то в вашей памяти наверняка всплывёт образ не только дома, но и зданий по соседству и на противоположной стороне улицы. Нейробиологи из Массачусетского технологического университета разобрались, какие области мозга работают при формировании панорамной картинки. Статья опубликована в Current Biology.
stockvault-coronado-panoramic104527
Исследователи утверждают, что эти участки мозга позволяют нам «собрать» из мимолётных образов полноценную панораму.

«Наше понимание того, что нас окружает, формируется преимущественно из того, что мы видим. Мы искали центры в мозгу, которые образуют из воспоминаний панорамную картинку», — рассказывает постдокторант Кэролайн Робертсон, главный автор исследования.

Когда мы осматриваемся, сетчатка передаёт визуальную информацию в мозг, где есть области, отвечающие за обработку разных элементов, которые мы видим — лиц, предметов и так далее. Исследователи предположили, что эти области — окципитальная область мест (OPA), парагиппокампальная область мест (PPA) и ретросплениальный участок лимбической коры (RSC) — также могут быть связаны и с генерацией панорам.

«Наша гипотеза заключалась в том, что, создавая воспоминания об окружающей обстановке, наш мозг «склеивает» их из отдельных картинок», — поясняет Робертсон.

Для проверки гипотезы исследователи провели эксперимент. Испытуемым выдали шлемы виртуальной реальности и показали фото 40 разных фрагментов одного из бостонских кварталов. Половина изображений была представлена 100-градусными вырезками из 360-градусной панорамы, половина — двумя вырезками, не связанными между собой. После этого участникам исследования показали 40 пар фотографий и предложили определить, были ли фото из каждой пары сняты в одном и том же месте.
Испытуемые давали намного больше верных ответов, если до этого видели те же кадры на одной вырезке. Сканирование мозга показало, что когда участники видели два изображения, которые определяли как связанные между собой, реакции в областях RSC и OPA были схожими. Однако этого не происходило если изображения не были связаны. Это навело исследователей на мысль, что в создании панорамных воспоминаний задействованы именно эти области мозга.
Во втором эксперименте участники должны были вспомнить, справа или слева от них находился участок улицы с фото. В половине случаев им показывали изображение другого участка той же улицы, в другой половине — вообще другую улицу. В первом случае верных ответов было гораздо больше.

«После того, как мы видим часть панорамы, мы явно связываем в памяти эту часть с уже нам известными», — делает вывод Робертсон.

#нейроновости